Россия не против привлечения США к переговорам по урегулированию на Украине в «нормандском формате». Об этом в четверг, 27 октября, заявил президент России Владимир Путин, сообщает ТАСС.
«Да, дискуссии идут сложно, да, не очень эффективно, соглашусь с этим. Нужно ли привлекать кого-то другого? Российская позиция такая: мы не против привлекать кого бы то ни было, в том числе наших американских партнеров», — сказал Путин, выступая на сессии дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи. Президент добавил, что сейчас все участники переговоров по Украине договорились, что будут работать параллельно с партнерами из США. «Мы учитываем, конечно, позицию наших американских партнеров», — отметил он.
Надо признать — это довольно неожиданный поворот. Поскольку ранее попытки сменить формат предпринимала, прежде всего, украинская сторона — с одобрения и при поддержке США. Так, в декабре 2015 года о желании войти в процесс урегулирования в Донбассе внезапно заявила Польша. В случае удовлетворения такой заявки Варшава лоббировала бы присоединение к «нормандскому формату» Вашингтона. Как пояснял пресс-секретарь президента Польши Марек Магеровский, нужен более широкий формат переговоров, чтобы «давление на Россию было более эффективным».
А накануне встречи «нормандской четверки» 19 октября в Берлине тема включения США в состав переговорщиков была поднята в очередной раз группой «друзей Украины», которая состоит из бывших европейских чиновников. «Нормандский формат» помог заключить Минские соглашения, после чего наблюдалось улучшение диалога между сторонами конфликта. Однако для того, чтобы двигаться дальше в направлении завершения войны, нужно серьезно обновить формат и привлечь к нему всех подходящих игроков, в том числе США", — говорилось в заявлении группы.
Наконец, можно обратить внимание на заявление главы Донецкой области (подконтрольной Киеву ее части) Павла Жебривского. Чиновник, назначаемый украинским президентом, за два дня до переговоров в Берлине заявил, что «нормандский формат» себя исчерпал. Поэтому в ситуацию должны экстренно вмешаться США и Великобритания, поскольку «ни Франция, ни Германия не брали на себя обязательств относительно гарантий нашей безопасности».
Заметим: тема смены формата возникла после предыдущей встречи «четверки» в октябре 2015 года. Тогда формальным завершением дискуссии стало одобрение (по крайней мере тремя сторонами) так называемого плана Мореля, суть которого в следующем: Киев должен разработать специальный избирательный закон для Донбасса, провести местные выборы, и только потом Украина может вернуть себе контроль над границей. «Это плевок в лицо Порошенко. План Мореля навязан Украине в наиболее выгодном для Путинавиде», — так подвело итоги встречи агентство Bloomberg.
Получается, в рамках «нормандкой четверки» мы добились, что Германия и Франция перешли хотя отчасти на пророссийские позиции. Зачем же теперь подыгрываем Вашингтону и украинскому президенту Петру Порошенко? Тем более, из-за этого мы можем поссориться с Берлином и Парижем.
Сейчас канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олландвыступают ключевыми игроками в украинском урегулировании, и зарабатывают на этом политические очки. Участие же в переговорах Вашингтона отодвинет их на обочину политического процесса. В этом случае, понятно, договариваться будут, прежде всего, США и Россия.
Что стоит за словами Путина, зачем нам менять «нормандский формат»?
— США де-факто давно принимают самое непосредственное участие в «урегулировании» на Украине, — считает заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько. — Но при этом, оставаясь вне «нормандского формата», американцы не несут никакой ответственности за действия своего клиента — Украины — в Донбассе.
Манипулируя европейскими лидерами, оказывая на них давление, Вашингтон умело добивается принятия нужных решений в рамках «четверки». При этом нет никаких документальных подтверждений, что тлеющий конфликт на востоке Украины — следствие именно американской политики. Из-за этого вся ответственность за украинские события полностью лежит на европейских союзниках США — Германии и Франции. И, как это ни парадоксально, — на России.
В такой ситуации логично официально привлечь американцев к переговорам в рамках «нормандского формата». Это было бы хорошим для нас шагом. На примере Сирии мы видим, что официальное участие Вашингтона в сирийском урегулировании зачастую выставляет США в негативном свете. Потому что ответственность за насилие в этой стране прямо ложится на американцев.
Думаю, именно поэтому Путин предложил США напрямую и официально участвовать в «нормандском формате».
«СП»: — США примут это предложение?
— Я не вижу никаких предпосылок, чтобы американцы вошли в «нормандский формат». Если бы США хотели этого, они бы давно такого вхождения добились.
Есть еще момент. Если США войдут в «нормандский формат», ситуация вокруг украинского урегулирования вряд ли существенно изменится. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, как проходят в ООН голосования по тем или иным вопросам с участием США. Сначала выступает представитель Вашингтона, а потом поочередно его позицию поддерживают представители стран, которые следуют в кильватере американской политики. Начиная с ФРГ и Франции.
Именно поэтому, на мой взгляд, Берлин и Париж не могут быть оттеснены на обочину в «четверке» с приходом американцев. Германия и Франция и сейчас находятся, образно говоря, в багажнике машины американской внешней политики. Там и будут находиться.
«Нормандская четверка» с присоединением США будет по-прежнему торпедировать мирные соглашения, и закрывать глаза на то, что реально происходит на Украине. Да, роль первой скрипки в оркестре западных стран станут играть США, но музыка от этого не изменится.
Изменится одно: дипломатическое противостояние между РФ и США будет идти в этом случае напрямую.
— Путин прямо не сказал, что Россия заинтересована в участии США в «нормандском формате», — отмечает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. — Он сказал «мы не против». А это не одно и то же, что «мы заинтересованы».
К тому же Путин упомянул, что существуют форматы, включающие консультации с США, имея в виду встречи своего помощника Владислава Суркова и помощника госсекретаря США по европейским и евразийским делам Виктории Нуланд. Стало быть, США и без включения в «нормандский формат» участвуют в украинском урегулировании.
Более того, Путин сказал, что любые изменения «нормандского формата» были бы сейчас контрпродуктивны
«СП»: — Почему он вообще заговорил об участии США в «нормандском формате»?
— Путин не может публично сказать, что он против участия американцев в работе «четверки». Кроме того, он прекрасно понимает: против подобного расширения безусловно выступит и Франсуа Олланд, и — особенно — Ангела Меркель.
Привлечение к украинским переговорам «старшего партнера» в лице США потенциально снижает роль Олланда и Меркель пусть в проблематичном, но все же успешном урегулировании. Представьте на минуту, что «четверка», благодаря включению США, стала «нормандской пятеркой», и в урегулировании вдруг произошел резкий позитивный сдвиг. Выводы будут очевидные: Германия и Франция без помощи США ничего не могут.
Поэтому до тех пор, пока Меркель сохраняет надежду, что украинский кризис можно как-то решить, привлечение США в «четверку» ей вовсе не на руку.
Путин в такой ситуации занял единственную возможную для него позицию: да, мы не против участия США, но нужно неуклонно добиваться результатов, согласованных на саммите «четверки» в Берлине.
«СП»: — США сами заинтересованы войти в «нормандский формат», или им удобнее позиция за кулисами?
— Думаю, Штаты к вхождению в «четверку» не стремятся. У них свои соображения, по которым они готовы отдать лавры устроителя счастливой жизни на Украине Ангеле Меркель.
А главное — Вашингтон имеет превалирующее влияние на украинскую администрацию. Плюс — может координировать действия с РФ в двустороннем формате, без всякой оглядки на «нормандский формат».
— Выступлением на «Валдае» Владимир Путин попытался сбить волну антироссийской истерии, развязанной администрацией Барака Обамы на Западе, — уверен ведущий эксперт Центра военно-политичес
По сути, Путин демонстрировал готовность сотрудничать по самым разным вопросам. В том числе — по вопросу Украины. Говоря, что мы не против участия американцев в урегулировании, российский президент продемонстрирова
На самом деле, будут американцы в «нормандском формате» или нет — большой роли не играет. Это формат, я считаю, — чисто техническая площадка. Мы вне ее постоянно ведем переговоры с США. в том числе — по линии Сурков-Нуланд и на уровне глав внешнеполитическ
С учетом сказанного, я рассматриваю заявление Путина как чисто информационный ход, которые не меняет расклада вокруг Украины…