Вначале появилось сообщение о том, что Дрезденский симфонический оркестр пригласил высшее руководство Турции во главе с президентом Эрдоганом на концерт в память жертв Геноцида армян, который должен был состояться 13 ноября в Генеральном консульстве ФРГ в Стамбуле.

Согласно сообщениям Немецкой Волны  (DW), в приглашениях указывалось, что концерт "посвящен ранам турецкого и армянского прошлого", а в программе - произведение о Геноциде армян в Османской империи. Кроме концерта анонсировалось "учреждение армяно-турецко-немецкого общества дружбы". МИД ФРГ при этом отказался комментировать ситуацию. Спустя всего два дня концерт был отменен - усилиями именно немецкого внешнеполитического ведомства под смешным предлогом того, что, дескать, "помещением генерального консульства в Стамбуле 13 ноября нельзя будет воспользоваться".

Более унизительную в первую очередь для Германии ситуацию трудно представить. Страна, которая не далее как полгода назад, невзирая на мощнейшее давление Анкары, на законодательном уровне признала и осудила Геноцид армян, отменяет культурное мероприятие с гуманитарными целями, которое - подчеркнем - должно было состояться на территории ее генконсульства. То есть на территории, принадлежащей Германии и руководствующейся законами Германии. По сути дела, МИД ФРГ отменяет концерт оркестра своей страны на территории собственной страны (каковой, напомню, считается территория посольств и консульств), посвященный памяти жертв преступления против человечности, признанного парламентом этой же страны, в рамках проекта, соспонсором которого выступает - sic! - сам МИД ФРГ. Всего лишь в угоду стране, совершившей это преступление. Более абсурдную ситуацию, согласитесь, трудно себе представить. Даже с учетом того очевидного обстоятельства, что МИД ФРГ и ранее с оговорками относился к решению Бундестага от 2 июня 2016 года.

В официальном сообщении министерства говорится, что концерт перенесен, однако новая дата не указана. Что, естественно, наводит на мысль о том, что проведение культурного и гуманитарного мероприятия может стать предметом недостойных спекуляций с непредсказуемым исходом. Безусловно, политически мотивированных и обусловленных нюансами сегодняшних отношений Германии и ЕС в целом с официальной Анкарой.

Отметим, что выступление дрезденского симфонического предусматривало камерное исполнение известного музыкального проекта Aghet (катастрофа, бедствие), который посвящен Геноциду армян и спонсируется Еврокомиссией и Министерством иностранных дел ФРГ. Проект был инициирован оркестром ровно год назад - в ноябре памятного 2015 года, а премьера состоялась в Берлине - еще до официального признания Бундестага. Более того, на сайте проекта преступление было названо именно геноцидом. Авторы ставят своей целью способствовать примирению народов, не случайно в проекте участвуют музыканты из Турции, Армении и Германии и из балканских стран. В ноябре нынешнего года, после ряда выступлений в самой Германии, планировались концерты в Стамбуле, Ереване и Белграде.

Aghet с самого начала стал головной болью для Турции, которая всячески пыталась оказывать давление на его авторов и исполнителей. В апреле этого года турецкий посол потребовал прекратить финансирование проекта, однако Еврокомиссия посредством своего агентства по делам образования и культуры продолжает его спонсировать, выделив на реализацию 200 000 евро. Правда, информация о проекте при этом была удалена с сайта агентства, что, как сообщали СМИ, вызвало недовольство самих музыкантов. Менее месяца назад - 9 октября - Турция решилась на демарш, заявив о своем выходе в одностороннем порядке из культурной программы Евросоюза "Творческая Европа" - именно в знак протеста против Aghet. На фоне всего этого можно лишь догадываться, какую ярость вызывало одно лишь упоминание о предстоящем концерте не где-нибудь, а в Стамбуле.

Сегодня уже трудно сказать, состоялся бы 13 ноября концерт в том случае, если бы оркестр не пригласил президента и ряд министров Турции. Приглашение присутствовать на культурном мероприятии в память жертв Геноцида если и несло в себе политический подтекст, но с сильно выраженным прежде всего гуманитарным и миротворческим акцентом, подчеркнутым целями проекта - содействовать примирению народов. Согласие или по крайней мере вежливый отказ в той или иной форме был бы наверняка нормально воспринят международным сообществом. Однако, ослепленное ненавистью и расизмом, турецкое руководство нашло в этой ситуации только один, худший - причем в первую очередь для себя - выход: добиться отмены концерта. И добилось. В том числе еще большего привлечения внимания и к проекту Aghet, и к теме Геноцида армян в целом.
Конечно же, подобное поведение Эрдогана и его правительства было вполне предсказуемым - ничего иного от нынешних руководителей Турции ожидать не приходится.

Но совершенно отдельный вопрос - действия Министерства иностранных дел Германии, которое продемонстрировало не просто политическую беспринципность, но и фактически поставило под сомнение правомерность резолюции Бундестага и ее правомочность, подчеркнем еще раз, на принадлежащей Германии территории и в рамках проекта, который само же министерство частично финансирует. И если концерт в Стамбуле будет отменен окончательно, это станет не только пощечиной законодательному органу ФРГ и всем голосовавшим за резолюцию депутатам, не только немецкому и европейскому сообществу и ценностям. Это станет еще одним сигналом о поощрении человеконенавистнической политики Турции, преступления которой в начале века до сих пор не дают покоя не только наследникам палачей, но и тем в Германии, кто, видимо, так и не избавился от порочного мышления собственных предков, сто лет назад ставших соучастниками Геноцида армян.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.