50Закончились президентские выборы.

Все наблюдатели в один голос признали их самыми честными президентскими выборами в постсоветский период. Действующий президент Серж Саркисян набрал почти 59% голосов, его основной конкурент Раффи Ованесян -- почти 38. Пять кандидатов поделили оставшиеся 3%.

Думаю, Раффи Ованесян был и сам удивлен тем, как много голосов он набрал. И мне кажется, что его поствыборное поведение связано именно с этим.

Мне кажется -- и это глубоко личная моя точка зрения -- что он сам не очень хорошо представляет, что теперь делать, и ему нужна небольшая отсрочка для того, чтобы определиться: использовать ли то, что многие в Ереване проголосовали за него и попробовать сценарий "цветной революции", или признать поражение и постепенно вернуться к обычной парламентской деятельности.

Вообще-то, предвыборная кампания мне понравилась. Даже когда оказалось, что три крупные политические силы не готовы к президентским выборам -- Левон Тер-Петросян отказался от участия в них, дашнаки ушли в кусты, не пожелав ни выдвинуть кого-либо, ни поддержать, а Процветающая Армения почувствовала себя не у дел, когда оказалось, что их лидер не пойдет в президенты.

Но сама кампания была позитивной. Кандидаты говорили о будущем больше, чем о прошлом, Раффи улыбался, пожимал руки и обнимал всех, до кого смог дотянуться. И это мне тоже было по душе. Это, честное слово, значительно лучше, чем когда оппозиция клеймит власти, по ходу дела называя избирателей "рабами", а власти "разбойниками".

Правда, эти выборы стали и самыми экстравагантными в истории Армении. Один из кандидатов вместо того, чтобы вести кампанию, объявил голодовку, на другого было покушение, осуществленное людьми, когда-то работавшими на третьего... И так как кампания основных кандидатов не была агрессивной, то эта экстравагантность привлекла внимание. Слава Богу, что покушение не удалось, хотя ранение в плечо все равно вещь серьезная.

День голосования тоже прошел тихо, если, конечно, не считать выходку избирателя с помпой съевшего свой бюллетень (повторение акции, которая была на выборах 1996 года, но с приданием ей политического значения), пары десятков испорченных бюллетеней, "проголосовавших" за Микки Мауса и прочих персонажей.

Были, конечно, и другие нарушения -- как же без них -- но наблюдателей они не смутили, дав им возможность объявить выборы довольно чистыми.

И в этом, конечно, заслуга властей. Ясно же, что при желании власти могли бы провести кампанию совершенно иначе. Или, если быть точнее, так же, как при предыдущих президентах. Или как проходят кампании во многих других постсоветских странах.

И в этом большая заслуга Раффи Ованесяна: он вел кампанию очень цивилизованно и красиво. И набранные им 38% тому свидетельство. В общем, можно сказать, что он собрал практически все протестные голоса (при других раскладах их часть ушла бы Тер-Петросяну, часть другим оппозиционерам). К ним он сумел добавить и некоторых сомневающихся. Естественно, что за него голосовали многие в Ереване и Гюмри -- города Армении традиционно настроены против властей.

Что происходит сейчас? Раффи, естественно, объявил о своей победе. Естественно, потому что когда оппозиционный кандидат в постсоветской стране набирает такое количество голосов, то он просто должен был это сделать. Это входит в правила игры -- особенно после 2003 года. Но главный вопрос: что дальше? И мне кажется, что сейчас Раффи не знает, что дальше, потому что перед ним сейчас серьезный выбор: либо он решается идти на открытое противостояние, требуя всей власти, либо он находит достойный способ признать проигрыш. Либо возможно соглашение с властями. Например, должность премьер-министра.

Раффи назначил на завтра митинг, который -- опять-таки по определению -- будет многолюдным, эмоциональным и злым. По определению, потому что, как я сказал, Ереван традиционно настроен в пользу оппозиции. В столице живет около половины населения страны, так что это серьезная сила.

И если Раффи, воодушевленный поддержкой ереванцев, решит пойти по пути "цветной революции", то ему предстоит противостояние с силовиками: жесткое, непредсказуемое, чреватое чем угодно: начиная с перехода силовиков на его сторону, заканчивая жертвами. Готов он пойти на это?

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.