Помнишь советский плакат «Родина-мать зовет!»? Уверенна, что да, ведь это изображение знакомо всем с детства. А задумывался ли ты, кто изображен на этом плакате?
Женщину, которая держит в руках листок с присягой, нарисовал грузинский художник Ираклий Тоидзе. Во время, когда началась война, он был достаточно известным иллюстратором. Именно его кисти принадлежит серия рисунков к поэме «Витязь в тигровой шкуре».

В первые дни войны, когда немецкие войска только вторглись на территорию СССР, начала появляться целая куча патриотических картинок и агитационных плакатов. Но именно «Родина-мать» завоевала настолько огромную популярность, что ее изображение было размножено миллионным тиражом и было расклеено практически на каждом здании страны.

Изображение женщины, которая запечатлена на плакате, запало в душу советским солдатам настолько, что многие из них даже носили в кармане «под сердцем» уменьшенную его копию. Но кто же мог обладать такой огромной силой обаяния? Ведь это лицо помним даже мы - внуки современников Тоидзе.
Сам художник утверждает, что на его картине изображена его… жена! И кто бы только мог подумать?
Вдохновение нарисовать самого близкого человека на агитационном плакате пришло 22 июня 1941г. Ираклий работал над иллюстрациями, когда вбежала Тамара Тоидзе, крикнула «Война!» и подняла вверх руку. Этот жест настолько понравился художнику, что он тут же принялся ее срисовывать. Правда, пришлось значительно состарить женщину, чтобы образ был подходящим.

Слова «Родина-мать», по словам сына художника, он заимствовал у своего любимого поэта Андрея Белого, перу которого принадлежат строки «Позволь же, о Родина-мать, в глухое, сырое раздолье, в раздолье твое прорыдать».

Однако существуют и другие версии происхождения этого плаката.
Некоторые люди уверенны, что жест «Родины-матери» художник заимствовал в зарубежном агитационном искусстве.


Другие же утверждают, что этот жест характерен всем эмоциональным женщинам-грузинкам.
Если же вглядеться в изображение, то можно заметить, что в каждой из версий есть доля правды. Образ, который вдохновлял миллионы солдат на поле боя, можно назвать собирательным. Это подтверждает и сын художника Александр Тоидзе«Образ женщины с плаката, конечно, во многом обобщенный. Мать очень красивая была, но отец упростил ее образ, сделал понятным всем…».

Как бы там ни было, изображение «Родины-матери» стало действительно культовым. Этот образ стал настоящим символом эпохи и силы духа народа.


