Сегодня украинский Минфин выплатил держателям еврооблигаций проценты в размере $505 млн. На фоне этого происходит резкое ослабление гривны, которая, очевидно, продолжит падать наступившей осенью, обесценивая и без того низкие зарплаты украинцев.
Выплаченная сумма – обязательный платеж, который Украина должна гасить два раза в год согласно договоренностям о реструктуризации долга, подписанным бывшим министром финансов Натальей Яресько. Эту фамилию украинцы будут вспоминать еще очень и очень долго. Я говорил раньше и утверждаю сейчас: подписанные этой гражданкой США соглашения – не что иное, как современная форма рабства для целой страны.
Помните, как осенью прошлого года на мнимом списании долгов пиарились все, кому не лень – Яценюк и Порошенко в первую очередь? Я уже тогда говорил, что это не реструктуризация, а без преувеличения афера века. Объясню на цифрах.
Итак, наш долг $18 млрд был номинирован в облигациях с доходом 7,22% годовых. Кредиторы согласились списать $3 млрд, погашение еще $8,5 млрд было перенесено на 5 лет – с тех пор год уже прошел. При этом процентная ставка по облигациям не уменьшилась, а наоборот, выросла – до 7,75%.
А теперь о том, чем Украина заплатит за такую "щедрость" кредиторов.
С 2021 по 2040 год станет действовать удивительно циничная схема разграбления Украины. Помимо возврата основного тела кредита и процентов по нему, Украина будет расплачиваться с кредиторами частью своего ВВП. Привязка долговых выплат к ВВП, да еще на столь длительный срок – уникальный прецедент в мировой финансовой практике.
Итак, условия кредиторов таковы: в случае если темпы прироста ВВП превысят 3%, выплаты составят 15% от прироста валового внутреннего продукта. Все, что окажется выше прироста в 4%, будет облагаться долговым обязательством в 40% от каждого дополнительного процента роста. Такие условия будут действовать по достижении размера ВВП в $125,4 млрд, начиная с 2021 года. И все это на протяжении последующих 20 лет.
За два с половиной года после государственного переворота, названного революцией, ВВП Украины уменьшился на 30%. Если в 2013 году мы имели ВВП где-то на уровне Греции, Португалии – стран, значительно меньших Украины, но все-таки членов ЕС, то к 2016-му мы со своими $90,5 млрд. ВВП опустились на уровень Судана.
Расчет авторов авантюры прост: покупай, когда дешево, продавай, когда дорого. Ближайшие годы, как минимум до 2021-го, страна будет демонстрировать вялый рост в 1-3% ВВП, отставая от средних темпов роста мировой экономики. Но даже в этот период кредиторы в накладе не остаются: запретив должнику погашать основную сумму долга, они ежегодно будут получать порядка миллиарда долларов только в виде процентов.
После глубочайшего падения экономика рано или поздно начнет восстанавливаться. Если ВВП начнет расти ускоренными темпами – а ведь у Украины были периоды, когда экономика росла на 5,5%, 7,8%, 9,5%, 12,6% в год – выплаты кредиторам многократно превысят сумму списания.
Так, если рост ВВП достигнет роста в 10%, Украина ежегодно будет выплачивать кредиторам дополнительно $5 млрд. То есть лишь в первый год из означенных двадцати держатели облигаций с лихвой перекроют ранее списанные Украине $3 млрд.
А за 20 лет при таких темпах роста выплата составит порядка $100 млрд, или сумму, которая превышает нынешний годовой ВВП всей страны. Представьте, целый год вся 46-миллионная страна — весь ее бизнес, все госкомпании, все трудоспособные граждане будут работать на частные инвестиционные фонды с пропиской в офшорах!
Таким образом, госпожа Яресько предусмотрела для Украины лишь два сценария развития – либо нищету, либо кабалу. Украина будет или в аутсайдерах ближайшие 24 года – срок почти равный независимости страны – или же экономика начнет расти, но значительную часть труда наших сограждан подарят кучке международных спекулянтов и "стервятников", которым с помощью таких деятелей как Яресько подыгрывают США и Международный валютный фонд.
Нынешним украинским деятелям все равно, какую цену заплатят украинцы в будущем, главное – обеспечить себе комфортные условия пребывания у власти здесь и сейчас. А после – пропади все пропадом.