Если человеку, абсолютно ничего не знающему о царящей в Азербайджане ситуации, просто "предъявить" народного (до недавних пор) писателя Акрама Айлисли и будапештского убийцу-рецидивиста Рамиля Сафарова и снабдить "предъяву" парой-тройкой цитат из официальной хроники, сомнений в оценке этой ситуации не будет. Будут лишь сложности с определением диагноза, поскольку выбирать придется из ряда терминов-приговоров, причем не только медицинских, а скорее политических.
В САМОМ ДЕЛЕ, В КАКОЙ ДРУГОЙ СТРАНЕ МИРА, КРОМЕ СЕГОДНЯШНЕГО АЗЕРБАЙДЖАНА, возможно прославление убийцы спящего человека, присуждение ему очередного воинского звания, квартиры, жалованья за проведенные в тюрьме годы, превращение его в символ патриотизма и пример для молодежи? В какой еще стране, кроме Азербайджана, возможна хорошо организованная сверху травля пожилого писателя, посмевшего сказать правду и тем самым покаяться за совершенные соотечественниками преступления против человечности, а значит, попытавшегося очистить свой народ покаянием и показать его с лучшей, нежели это делают бакинские правители, стороны? В какой еще стране, кроме Азербайджана, возможна та вакханалия ненависти и бесовства, которую устроили по случаю возвращения недоумка, способного лишь на ночную расправу с безоружным человеком и опозорившего свою страну на весь мир? Где еще могут устраиваться подобные шабаши чествования нелюдя, которые еще более усугубляют восприятие страны как охваченной средневековым мракобесием? Да еще и удивляющейся при этом, что "весь мир" не только не разделяет их убежденности в том, что убийство армянина не является преступлением, но и осуждает за героизацию убийцы...
После совершенного в Будапеште убийства из Баку все еще раздавались трезвые голоса, осознающие, каким оно стало ударом по репутации страны. Однако шквалом кликушествующих и выдумывающих все новые и новые небылицы госпропагандистов эти единицы буквально смело со страниц прессы. Сегодня в хоре голосов, на все лады поносящих некогда почитаемого в Азербайджане человека, в хоре невежественных зомби, оскорбляющих талантливого писателя, уже практически не слышны голоса тех, кто понимает, какой новый урон наносится репутации Азербайджана. Не будем заходить еще дальше и вспоминать, как после "сумгаита" все в Азербайджане замерли в ужасе от содеянного и в ожидании всеобщего порицания и осуждения. А потом ринулись в бой, усердно нагромождая горы лжи и чудовищных измышлений, что, как выяснилось потом, является существенной частью политики отрицания Турции и Азербайджана.
ДУМАЕТСЯ, НА АКРАМА АЙЛИСЛИ НАКИНУЛИСЬ СТОЛЬ ЯРОСТНО не только потому, что он посмел рассказать о событиях, более чем известных и аргументированных и без него. И не только потому, что в романе содержится прозрачный намек на организацию армянских погромов на государственном уровне при самом деятельном участии папы - "общенационального вождя". Айлисли осмелился замахнуться в целом на совместную турецкую политику отрицания Геноцида - на всех этапах ее осуществления в течение века, на выпестованную десятилетиями, глубоко продуманную и систематизированную линию защиты от любых обвинений в совершении этого преступления и приверженности такой политике по сей день. Более того, он осмелился поднять тему территорий, что смерти подобно именно для Турции.
Убийца и писатель: возвеличивание и награждение первого и травля и репрессии в отношении второго - даже без углубления в подробности это сопоставление весьма показательно для современного Азербайджана, где интеллект и совесть давно заменены культом невежества и безнравственности и зомбированием бессовестных невежд. Как и в Турции, в Азербайджане также предпочитают продолжать дискредитировать собственный имидж в глазах мира, нежели признать очевидное и тем самым расписаться в покаянии. Как и в Турции, в Азербайджане также предпочитают яростное отрицание подтвержденной и доказанной многократно истины и организованную травлю, вплоть до изгнания из страны несогласных с ложью, - но не отказ от политики геноцида в отношении армянского народа. Эта общность двух государств одной нации более чем красноречиво всплыла как в случае с Сафаровым, так и в случае с Акрамом Айлисли, как ранее - в случае тех турок и граждан Турции, которые осмелились громко и свободно говорить о Геноциде.
И ЕЩЕ ОДНА ДЕТАЛЬ. В ЭТИ ДНИ МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО - как правозащитные организации, так и европейские политики самого высокого уровня - дружно осуждают бакинские власти за арест и репрессии в отношении оппозиционных деятелей. Но те же правозащитники и политики молчат по поводу кампании против Айлисли, хотя, казалось бы, речь идет о фундаментальных правах человека - свободе слова и выражения мнения. Либо ждут, когда алиевский режим от слов перейдет к действиям (о намерении подать на писателя в суд уже объявило несколько организаций), либо "благоразумно" считают, что в этом случае речь идет исключительно о внутренних делах Азербайджана.
На самом деле проблема в том, что писатель Айлисли затронул тему погромов армян в Азербайджане, которая после развала СССР не интересует европейских и иных представителей реал-политики. Надо же выдерживать порочный паритет, который столь же мало общего имеет с европейскими ценностями, сколь мало общего имеет подобная политика с истинными интересами региона, в том числе народов Турции и Азербайджана.
Марина ГРИГОРЯН
Голос Армении