Интервью с кандидатом политических наук, доцентом РАУ Ваге Давтяном
Как Вы оцениваете решение правительства о продлении срока эксплуатации Армянской АЭС?
Оценивать подобное решение можно только в положительном ключе, так как оно, по сути, подчеркивает значимость АЭС как для энергетики Армении, так и ее экономики в целом, демонстрируя стретагию позиционирования станции как системообразующего элемента безопасности государства. В конечном счете, политика, нацеленная на поддержание работы АЭС, свидетельствует о том, что Армения, невзирая на целый комплекс проблем, имеющихся в атомном секторе, тем не менее, стремится к продолжению своей «атомной эпопеи», результатом чего может стать начало строительства новой станции. Безусловно, осуществление такой политики дается нелегко как в экономическом, так и политическом смыслах. Попробую раскрыть. Говоря о проблемах экономического характера, прежде всего, следует отметить, что продление срока эксплуатации Армянской АЭС осуществляется за счет выданного Россией кредита в $270 млн, не считая $30 млн грантовских средств. Годовая ставка кредита составляет 3%. Процент, конечно, невысокий, однако учитывая постоянно возрастающий внешний долг Армении и непростую социально-экономическую ситуацию, можно констатировать, что продление срока работы станции – очередной груз для экономики страны. Про этом неясно, когда и каким образом АЭС выйдет на безубыточный уровень и, помимо энергетической безопасности, будет обеспечивать также высокую финансово-экономическую эффективность. Кстати, ожидается, что выданный тариф напрямую скажется на тарифе произведенной на АЭС электроэнергии с увеличением примерно на 2,5 драма. С другой стороны, имеется проблема внешних рынков, ибо в конечном счете руководство Армянской АЭС должно заниматься также региональным маркетингом с целью актвизации экспорта электроэнергии, в противном случае, в условиях нацеленности лишь на удовлетворение потребностей внутреннего, перманентно сжимающегся рынка, ни о какой финансово-экономической эффективности речи быть не может. А предварительный маркетинговый анализ регионального рынка показывает: соседи Армении в большинстве своем демонстрируют энергетическую самодостаточность. Та же Грузия, в свое время активно закупающая электроэнергию армянского происхождения, сегодня заявляет об энергетических реформах и увеличении мощностей, в результате чего поставки из Армении уже приобретают сезонный характер. Таким образом, сформированная еще в советское время концепция энергоизбыточности Армении с возможностью поставлять электроэнергию всем странам региона вплоть до Сирии и Ирака, кажется, постепенно деактуализируется. Сегодня Армения нуждается в новой «энергетической доктрине».
С другой стороны, невозможно игнорировать и некоторое политическое давление, оказываемое на Армению в результате активного турецко-азербайджанского «атнтиатомного лобби» в разных международных структурах со ссылками на мнимые экологические проблемы.
Считаете ли Вы необходимым наличие атомной энергетики? Если да, то почему?
Наличие атомной энергетики в Армении – абсолютная необходимость. Конечно, вопрос будущего Армянской АЭС сопряжен с целым комплексом проблем, решить которые в сложившихся геополитических и геоэкономических условиях не так уж просто. Так, осуществление инвестиций в строительство новой АЭС в размере до $7 млрд не может не сказаться на росте тарифов на генерируемую электроэнергию. По предварительным подсчетам, тариф на электроэнергию, производимую на строящейся по аналогичным технологиям АЭС в Турции, составит около 100 драмов РА без учета маржи распределительных сетей. Очевидно, что подобный тариф немыслимо рассматривать в действующих социально-экономических реалиях. Государству в таком случае придется осуществлять субсидии, что также может стать стрессовым фактором для госбюджета. Таким образом, экономическая целесообразность строительства новой АЭС стоит под вопросом. Oтсутствие внешнего и постоянное сжатие внутреннего рынков, возврат инвестиций, потенциально высокие тарифы — все это вызывает некоторый скепсис в отношении будущего атомной энергетики в Армении. Однако не следует забывать о политической стороне проблемы. Армянская АЭС традиционно и справедливо воспринимается в качестве гаранта энергетической, а следовательно и национальной безопасности республики. Именно поэтому Армянскую АЭС нельзя рассматривать лишь с позиций финансово-экономической целесообразности.
Насколько в Армении реальна альтернатива атомной энергетике?
В настоящее время электроэнергия, производимая на Армянской АЭС, составляет порядка 40% общей выработки в республике, однако этот показатель склонен к понижению из-за активности тепловых электростанций. Наряду с этим государственная политика, нацеленная на увеличение количества малых ГЭС (в эксплуатации находятся около 150, а строительство еще около 130-и утверждено программой правительства), также отразилась и еще будет отражаться на сокращении доли АЭС в электрогенерации республики. Что это означает? Налицо противоречие. С одной стороны, государство проводит политику по продлению срока эксплуатации АЭС и замахивается на строительство новой, с другой – стимулирует тепловую и гидроэнергетику по увеличению генерации. Здесь вновь вынужден сослаться на ограниченность внутреннего и практическое отсутствие внешнего рынков. Конечно, частные бизнес-интересы в сфере малой гидроэнергетики, а также тяжеловесный российский фактор в теплоэнергетическом комплексе играют свою ключевую роль. И это не есть хорошо или плохо. Это есть следствие отсутствия концептуального видения энергетического будущего. Отвечая непосредственно на вопрос, отмечу, что альтернатива атомной энергетике, конечно, может сформироваться лишь при наличии и государственном осмыслении подобного видения. Здесь локомотивами могут выступить гидроэнергетика, способная потенциально обеспечить до 60% спроса на электроэнергию, а также тепловой сектор, демонстрирующий постоянное увеличение в общей выработке.
Как Вы оцениваете участие российских специалистов в программе?
Оставив в стороне политические и экономические аспекты вопроса и руководствуясь лишь технической целесообразностью, считаю важным отметить, что участие российских специалистов в программе делают ее более эффективной и наукоемкой. В мире строительство атомных станций – это почти всегда процесс международной кооперации. Сложно назвать АЭС, которые были построены исключительно собственными силами и на основе собственных технологий. При этом страны, развивающие атомную энергетику, как правило, имеют свою специфику возведения и эксплуатации АЭС. Связано это преимущественно с особенностью ландшафта, сейсмическими условиями, климатическими особенностями и пр. Та же Армянская АЭС, построенная по советским технологиям, долгие годы эксплуатировалась и продолжает эксплуатироваться по российским технологиям с применением также некоторых французских технологий по хранению отработанного ядерного топлива сухим методом. Таким образом, у каждой «атомной страны» есть своей особенный и неповторимый опыт, который может быть применен и другими странами. Очевидно, что среди различных технологий строительства и эксплуатации АЭС – американской, японской, французской, немецкой, индийской и пр., особое место занимают российские технологии. И в этом смысле участие российских специалистов в программе продления срока Армянской АЭС можно лишь приветствовать.