Террористическая организация «Джебхат ан-Нусра» объявила о том, что больше не является ячейкой «Аль-Каиды» (обе организации запрещены в России) и теперь будет действовать самостоятельно под новым названием. Организация решила создать новый радикальный фронт — не менее сильный, чем «Исламское государство», но способный стать легитимным переговорщиком для мирового сообщества. Насколько этот план успешен, разбиралась «Газета.Ru».

В видеообращении, которое появилось одновременно на сайте издания так называемой сирийской оппозиции Orient News и на арабоязычной Al Jazeera, лидер «Джебхат ан-Нусры» Абу Мухаммед аль-Джолани заявил о существенных изменениях в организации, которая считалась главным конкурентом террористической группировки «Исламское государство» (организации, как и «Джебхат ан-Нусра», запрещенной в России).

По словам аль-Джолани, обновленная «Джебхат ан-Нусра» под новым названием «Джебхат Фатх аш-Шам» больше не имеет связей с террористической «Аль-Каидой», сворачивает всю международную деятельность и сосредотачивается на гражданской войне в Сирии.

Аль-Джолани также процитировал основателя «Аль-Каиды» Усаму бен Ладена: «Интересы уммы (всемирной мусульманской общины) всегда должны стоять выше интересов государства, а интересы государства должны стоять выше интересов отдельной группы людей».

Очевидно, отмежевавшись от «Аль-Каиды», обновленная группировка не стала ее врагом, как когда-то «Исламское государство». Нынешний лидер «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири в день публикации обращения аль-Джолани заявил, что идейная близость намного важнее «устаревших вертикальных связей и иерархии».

О том же аль-Джолани говорил еще в декабре 2015 года в интервью одному из радикальных исламистских изданий: «Останемся мы в союзе с «Аль-Каидой» или нет, мы никогда не откажемся от наших общих принципов».

Создание «Джебхат Фатх аш-Шам» — сигнал всем остальным умеренным и радикальным группировкам, противостоящим президенту Башару Асаду в Сирии: пришло время объединяться, несмотря на различия. Очевидно, «Джебхат Фатх аш-Шам» стремится стать первой группировкой среди «равных».

Впрочем, есть одна группировка, которой нет места в этом джихадистском фронте, — это «Исламское государство», которое пытается построить свой «праведный халифат» на основе террора, убийства и грабежа.

«Джебхат Фатх аш-Шам» постарается создать себе принципиально другое лицо.

Почти дипломаты

В середине июля правительственная армия Башара Асада при поддержке российских ВКС блокировала восточный район Алеппо, где находились боевики «Джебхат ан-Нусры», а также представители других вооруженных формирований «оппозиции». Тогда удалось перекрыть главный путь снабжения боевиков — северную автотрассу Кастилло, ведущую к границе с Турцией.

«Когда правительственные войска окружили боевиков, те попытались прорвать блокаду. Чтобы повысить шансы на успех и привлечь новых бойцов, они решили избавиться от имиджа террористической группировки и переименоваться. Причем сделали это как раз накануне попытки прорыва», — рассказал «Газете.Ru» Вениамин Попов, бывший российский посол в арабских республиках, директор Центра партнерства цивилизаций МГИМО.

28 июля — в день создания «Джебхат Фатх аш-Шам» — Министерство обороны России объявило о начале гуманитарной операции в Алеппо.

Предполагалось открыть четыре гуманитарных коридора: три для гражданских лиц и один для боевиков, которые готовы сложить оружие и присоединиться к режиму перемирия в Сирии.

7 августа Генштаб Вооруженных сил России сообщил, что отряды сирийских повстанцев стали покидать окружение. «Несколько вооруженных отрядов осознали бесперспективность ведения боевых действий, уже покинули восточную часть города со своим оружием, воспользовавшись этим коридором», — сообщил тогда начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС России генерал-лейтенант Сергей Рудской.

Впрочем, по данным «Джебхат Фатх аш-Шам», на поле боя происходят обратные процессы. 6 августа Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил (одна из зонтичных организаций, связанных с вооруженной «оппозицией») сообщила, что боевики прорвали блокаду Алеппо.

Вне зависимости от этих сообщений Вениамин Попов считает, что «переформатирование» «Джебхат Фатх аш-Шам» из однозначно террористической в просто оппозиционную боевую группу — сигнал к тому, что она уже сейчас так или иначе стремится обеспечить себе будущее при политическом режиме, который придет на смену Башару Асаду.

Создание правительства национального единства — главная цель международных мирных переговоров по Сирии, которые проходят под патронажем ООН в Женеве.

«Боевики понимают, что, когда в Женеве в очередной раз станут договариваться о мире, про них могут забыть. Они решили встать на путь легитимизации, чтобы выйти из заколдованного круга, по которому ходят с начала войны в Сирии, и попытаться получить какое-то место на переговорах», — рассуждает Вениамин Попов.

Эту мысль косвенно подтвердила 12 августа и Басма Кодмани, одна из участников Высшего комитета по переговорам (ВКП), объединяющего сирийские оппозиционные делегации в Женеве (так называемый список Эр-Рияда). В интервью агентству Reuters она подтвердила, что боевики прорвали осаду Алеппо и что это усиливает позиции ВКП в Женеве.

«Перед началом контрнаступления оппозиции русские думали, что они могут усадить нас за стол переговоров и навязать схему правительства национального единства во главе с Асадом, — рассказала она. — Но на поле боя прозвучал четкий ответ: мы не дадим этому случиться».

О том, готов ли ВКП признать «Джебхат Фатх аш-Шам» легитимной организацией, Кодмани не говорила. Тем не менее ее слова дают определенную надежду бывшим террористам. «У умеренных группировок нет другого выбора, кроме как присоединиться к радикалам, — утверждала она. — Вместе они могут вести гораздо более серьезные бои». Очевидно, на это и надеется «Джебхат Фатх аш-Шам».

Представители террористических группировок, воюющих в Сирии, уже приезжали в Женеву в составе оппозиционных делегаций. В начале этого года ООН в числе прочих представителей пригласила переговорщиков от «Джейш аль-Ислам» (считается Россией террористической организацией), которая ответственна за обстрел посольства России в Дамаске в октябре 2015 года, а также от «Ахрар аш-Шам» (также Москвой включена в список террористических организаций), которая входит в объединенную структуру «Джейш аль-Фатх» — «Армия завоевания». Кстати, в ее составе воевала и «Джебхат ан-Нусра».

Собиратели радикалов

Бывшая «Джебхат ан-Нусра» в Сирии была однозначным врагом и для России, и для США. Если бы «Джебхат Фатх аш-Шам» удалось перейти в разряд «умеренной оппозиции», появился бы шанс, что число авиаударов по их позициям уменьшится.

Впрочем, уже 29 июля Россия признала «Джебхат Фатх аш-Шам» террористической организацией. 30 июля Госдепартамент США сделал то же самое, заявив, что бывшая «Джебхат ан-Нусра» продолжает оставаться мишенью для американских и российских военных самолетов в Сирии, несмотря на свое решение порвать связи с «Аль-Каидой» и изменить название. Кроме того, в этот же день террористической организацией «Джебхат Фатх аш-Шам» признала и ООН.

И даже если эта политическая уловка не сработала, для боевиков открывается еще одна возможность. Страны — противники Башара Асада, сочувствующие революции в Сирии (например, ряд суннитских аравийских монархий), после «ребрендинга» «Джебхат ан-Нусры» получают возможность оказывать прямую материальную помощь боевикам.

Ирина Доновна Звягельская, заведующая сектором международных вопросов Центра арабских исследований Института востоковедения РАН, считает, что послание аль-Джолани о создании «Джебхат Фатх аш-Шам» было направлено скорее внутрь Сирии, для привлечения новых сторонников.

Дело в том, что такой демонстративный разрыв с «Аль-Каидой» может интерпретироваться как попытка узаконить себя в сирийском пространстве и получить более широкую поддержку организаций, которые террористическими не являются, считает собеседница «Газеты.Ru».

В пользу этой точки зрения говорит то, что «Джебхат ан-Нусра» — одна из немногих организаций, не присоединившаяся к режиму прекращения огня, договоренность о котором была достигнута в Женеве 27 февраля этого года. Звягельская также напоминает, что боевики на данный момент не хотят садиться за стол переговоров, потому что обновленная организация по-прежнему имеет мощную армию, привлекающую сторонников со всего мира.

В боях в районе Алеппо станет окончательно ясно, какая роль больше подходит для обновленной «Джебхат Фатх аш-Шам» — создателя чуть более умеренной версии «Исламского государства» или предсказуемого участника женевских переговоров.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.