- Г-н Дворников, как вы прокомментируете события в Ереване, начавшиеся 17 июля захватом полицейского участка? Какой вам представляется дальнейшая динамика этих событий, их наиболее логичный и вероятный исход и последствия?
- Я считаю, что сейчас слишком много комментаторов этих событий. Именно обилие мнений, версий, позиций, которые выражаются в резкой форме, оказывает негативное влияние. Эмоции и поспешные выводы – вот что доминирует, создает ненужное напряжение. Я могу сказать, что мне очень жаль семью убитого Артура Ванояна, его троих детей, оставшихся без отца. Мне также жаль людей, которые доведены до такого состояния, что вынуждены выходить на площади и требовать перемен с таким надрывом. События и всю динамику этого случая еще предстоит оценить, разобрать в деталях, осмыслить. Я надеюсь, что все закончится мирно. А последствия будут конструктивными. Власти придут в себя, ограничат не только свои аппетиты, но и заставят олигархов чувствовать себя менее вальяжно. Не исключаю громких отставок. Между тем хочу обратить внимание, что это все-таки взгляд из далекой дождливой Москвы…
- Одни называют группу "Сасна црер" последними романтиками, другие - бунтовщиками и захватчиками, третьи - террористами, четвертые - выразителями народной воли и т.д. Как бы вы их охарактеризовали?
- Мне трудно это сделать сейчас. Очень хочется верить, что убийство, которое они совершили, было ненамеренным. Вообще вся эта трагичная ситуация требует серьезного, детального осмысления. Здесь можно писать диссертации по многим дисциплинам - от криминалистики и психологии до драматургии и философии, разбирая, что есть геройство, где проходят границы праведного бунта и так далее. Сегодня важно одно: чтобы в армянском обществе наступил мир. При этом мир не нужно путать с безропотным подчинением большим начальникам.
- Во многих публикациях российских СМИ, посвященных событиям в Ереване, происходящее связывается с классической технологией цветных революций, применяемых Западом, и проводятся аналогии с Украиной, сценариями, реализованными на Ближнем Востоке. Вы согласны с подобным подходом? И если речь об игре извне, то в чем заключается ее смысл и цели?
- Чтобы перестать злиться и обращать внимание на российские СМИ, нужно понять очень простую вещь: даже если речь идет о международных событиях, эти СМИ работают на внутреннего читателя. При этом их задача состоит в том, чтобы поддерживать у россиян нарастающее ощущение внешней угрозы. Речь идет об инструменте, помогающем удерживать общество от излишней протестной активности в период серьезного экономического кризиса. В этом же состоит и феномен Марии Захаровой. Она – человек, который проводит политинформацию для граждан России на тему международных угроз. Многие по ошибке воспринимают ее как рупор внешней политики, хотя совершенно очевидно, что она – инструмент политики внутренней. Все это не отменяет факта, что крупные страны, а особенно крупные международные финансовые группы пытаются влиять на те или иные государства и режимы. Грубо говоря, если какое-то правительство не хочет давать на разработку месторождение полезных ископаемых, поскольку контролируется другой крупной корпорацией, то первая корпорация может устроить народный бунт. Это обычная рейдерская схема, только большого масштаба. Это не конспирология, а бизнес. Армения всегда будет вызывать интерес крупных игроков по самым разным поводам. Но это не значит, что поводы для недовольства народа придуманы. Даже для маленького митинга нужна реальная причина. Словом, мы живем в очень сложном мире, где много фальши, которую крайне сложно распознать через такой инструментарий, как социальные сети, скажем, через тот же Фейсбук…
- Саммит НАТО, попытка военного переворота в Турции, события в Ереване, стрельба в Мюнхене – есть ли, по-вашему, связь между звеньями этой цепочки, которую опять же многие аналитики находят?
- Находить связи – любимая работа аналитиков. Их цитируют, на их слова ссылаются, да и вообще это очень интересно. Я думаю, связь состоит в том, что глобальное общество больно. А любая болезнь, как правило, на определенной стадии проявляет себя внешними симптомами – сыпь появляется, нарывы, хромота, зубы выпадают и так далее. То же самое происходит в общественном плане. Если человек думает только о еде, тряпках и сексе, то рано или поздно у него начнется не только изжога, но и духовный кризис. И выплескивается он в крайне неадекватных действиях и поступках. В масштабах человечества это терроризм и прочие опасные девиации с перехлестом в разные стороны. При этом, если события идут волной одно за другим, это не всегда значит, что их подготовил кто-то один. Как гласит старинная русская поговорка, отражающая один из весьма неприятных законов жизни, беда не приходит одна…
- Какие опасности для будущего Армении таит в себе нынешняя ситуация, учитывая хотя бы ее непредсказуемость?
- Главная опасность – раскол общества со всеми вытекающими последствиями.
- Не так давно вы заявили, что вовсе не стоит касаться темы Мадридских принципов, ибо даже сама по себе раскрутка и обсуждение постулатов, смертельно опасных для Армении и карабахского урегулирования, могут нанести вред. В этом, безусловно, есть свой резон, но какой подход в качестве альтернативы в данном контексте, по-вашему, был бы правильным?
- Есть только один путь: признание со стороны мирового сообщества Нагорно-Карабахской Республики, ее Конституции, права ее народа на самоопределение. У армян, русских, у истинных европейцев, у людей, претендующих на то, чтобы называться "цивилизованными", другого желаемого исхода быть не может. Все остальное – патологическая мазутная жажда.
- Какие дальнейшие действия армянских властей и общества в нынешней напряженной ситуации были бы адекватными и помогли бы снизить градус напряжения?
- Нужно вместе определить и осознать четкие контуры будущего. Сесть и договориться, какой будет Армения в 2050 году, например. По сути, нужны новый общественный договор и долгосрочная стратегия, что придаст осмысленности проведенной политической реформе. А вообще людям любви не хватает. Об этом как-то не принято сегодня говорить, но это так. Любить надо страну, себя, свой город, сограждан и даже того инвестора из Франции, который хочет на родине предков построить заводик. Если полюбить его и его замечательную полезную идею, то не будет даже мысли гонять его по инстанциям, требовать взятки и издеваться. Тогда, глядишь, все и наладится…