Когда 27 октября 1999 г., после теракта, Наири Унанян отпускал из зала парламентских заседаний меня и моих коллег, то в качестве напутствия он просил пойти и привести к парламенту народ. Главарь пятерки террористов был искренне уверен, что народ так сильно ненавидит власть, что в считанные часы соберется у здания парламента, чтобы свергнуть президента и правительство. У Наири, как известно, была папка, в которой лежало обращение к народу и первые законопроекты новой власти, которые предстояло утвердить парламенту.

 ВАРУЖАН АВЕТИСЯН И ЕГО ПОДЕЛЬНИКИ ТОЖЕ ВЕРИЛИ, ЧТО ИХ СТОРОННИКИ непременно поддержат восстание по причине тотальной и всеобщей ненависти к власти. Политическое насилие часто является следствием неадекватного восприятия действительности. Господа из организации "Сасна црер" объявили, что начинают восстание, полагаясь на реакцию широких масс, как братья Унаняны в октябре 1999 г.

Наири Унанян, напомню, вернулся в Армению после долгого отсутствия. Он ходил по партийным офисам, встречался с лидерами политических сил, разговаривал с людьми и в результате этих разговоров составил представление о том, что подлинным воплощением зла является премьер-министр Вазген Саркисян и созданный по его инициативе блок "Единство". Унанян был уверен, что убийство лидеров "Единства" освободит страну и сделает его национальным героем.

В отличие от Унаняна, лидеры организаций "Учредительный парламент" и "Сасна црер" сформировали представление о политической ситуации на основе собственных наблюдений. Эти люди прошли достаточной длинный путь политической борьбы в составе многопартийного конгресса под руководством Левона Тер-Петросяна. Потом организация "Сардарапат" отделилась от конгресса и пошла своим путем. Позже возник УП, а с недавних пор Сефилян и его команда открыто говорили о том, что у них нет и не может быть политических целей по той причине, что власть в стране узурпирована и путем выборов добиться отставки режима невозможно.

Они открыто призывали к гражданскому неповиновению, восстанию и насилию! Достаточно вспомнить письмо Сефиляна Чугасзяну после ареста и прочие заявления членов УП о решимости продолжить борьбу. Почему их не услышали те, кому положено слушать и слышать то, о чем, быть может, говорится между фраз? Впрочем, в нашем случае все говорилось много раз и предельно открыто.

Лидеры УП, будучи в составе фронта "Новая Армения", не раз признавали, что народ за ними не идет, что количество их сторонников оставляет желать большего. Они так и не смогли обеспечить себе поддержку в массах, их идеи и политические программы не нашли отклика, осталось одно: пойти на крайние меры. Вопрос: ради чего? Ради удовлетворения личных амбиций или с целью избавить народ от режима? Вопрос исключительно риторический: взрослые люди не могли не знать, что их авантюра обречена. Господа оказались заложниками собственной риторики: они так часто говорили, что борьба политическими средствами не дает результата, твердили о готовности перейти от слов к делу, что были вынуждены сделать хоть что-то…

 Оправдание насилия

Сторонники УП развернули на улице Хоренаци плакат "Иного выхода нет!" Стало быть, остается только одно - вооруженное восстание, ставка на насилие?! За отсутствием другого выхода. Вот так сторонники УП и "Сасна црер" пытаются оправдать действия с применением оружия. Не было иного выхода? Бред!

А КТО ВООБЩЕ ПОРУЧИЛ АВЕТИСЯНУ И СЕФИЛЯНУ ИСКАТЬ ВЫХОД, кто доверил им заботу о политическом будущем страны? Авторы плаката? Участники зимнего шествия с елочками? Те, кого посылали за пивом участники круглосуточных акций на территории, прилегающей к Театру оперы и балета? Те, кто когда-то бегал по Северному проспекту и кричал Левону Тер-Петросяну "Хима! Хима!", а спустя несколько лет по указке Андриаса Гукасяна дразнил полицейских на площади Республики, пытаясь сесть на "ковер"?

Сегодня эти повзрослевшие мальчики играют в волейбол на улице Хоренаци. В стране сформировалась молодежная прослойка, которая не обладает серьезными знаниями, потому что нигде толком не училась, нигде толком не работает, зато уверена, что посвятила себя самому важному делу - борьбе с режимом. Вчера они бегали за Левоном, сегодня бегают за Сефиляном, завтра будут бегать за Николом, словом, речь о праздных господах, которые ничего, кроме восстаний и революций, делать не умеют. Зато они охотно провоцируют стражей порядка, бравируют приводами в полицию и раздают интервью по поводу перенесенных побоев и унижений.

Увы, в подавляющем большинстве случаев их рассказы соответствуют истине: за последние дни полицейские подвергли приводам массу людей, в том числе стариков и женщин. Активисты гражданских движений рассказали СМИ о насилии со стороны полицейских, некоторым участникам уличных акций пришлось прибегнуть к помощи врачей. Омбудсмен уже обратился в соответствующие инстанции по поводу нарушений прав человека со стороны сотрудников полиции. Насилие по отношению к участникам уличных акций только усиливает радикальные настроения в обществе, формируя негативное отношение к власти вообще и к полиции в частности. Напомню, что в свое время насильственные действия полицейских по отношению к участникам известной акции на проспекте Баграмяна привели к тому, что в считанные часы количество ее участников возросло в несколько раз, однако вернемся к борцам с режимом.

"Иного выхода нет!"?

От своих идейных вдохновителей а-ля Сефилян, Чугасзян, Гукасян молодые борцы с режимом унаследовала неистребимую веру в собственную исключительность, ненависть к тем, кто не считается с их амбициями, и уверенность в том, что им уготовлена великая миссия освобождения народа от оков "преступной власти". Ради этого они готовы на все, вплоть до оправдания насилия и террора. Потому что, по их мнению, "иного выхода нет!".

ЭТО НЕ ПРОСТО НАДПИСЬ НА ПЛАКАТЕ, ЭТО ИХ ИДЕОЛОГИЯ. Идеология оправдания насилия ради всеобщего блага. Продолжение возникших после 1 марта 2008 г. разговоров о том, что Армении нужна вооруженная оппозиция. Оппозиция отказалась от вооруженной борьбы, пришлось делать ставку на маргиналов.

Осталось выяснить, кто вооружил Сефиляна и его сторонников? Здесь могут быть весьма удивительные открытия, если, конечно, участники теракта на территории патрульно-караульного полка знают заказчика.

А что до "иного выхода", то альтернатива убийству и насилию есть всегда и во всех ситуациях: надо просто, как любил повторять полковник Ваноян, оставаться людьми. 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.