7 февраля -- художнику Саркису Мурадяну исполняется 86 лет. 

Для меня он больше чем "просто" знаменитый армянский художник, академик и лауреат. Он был моим дядей. 

И поэтому в честь его дня рождения я просто покажу вам некоторые его работы. 

Кстати, очень интересный анализ его творчества сделала искусствовед Лилит Саркисян в предисловии к изданному в 2008 году альбому.

И начну с знаменитой "Комитас. Последняя ночь". 1956 год. Во многом благодаря этой картине Саркис подружился с Паруйром Севаком -- известным поэтом. Эта дружба продожалась до самого последнего дня Севака. 



К образу Комитаса -- гениального армянского композитора и фольклориста, благодаря которому (во многом) существует современная армянская музыка -- Саркис Мурадян то и дело возвращался. Его картины "Антуни" и "Комитас. Апрель 1915" стали классикой.

Комитас чудом спасся от резни. Но от пережитого музыкант сошел с ума. Он прожил еще 19 лет, но за все эти годы не написал ни одной строчки... А до этого он был одним из самых известных хормейстеров Османской империи. Картина написана в 1965 году -- к 50-летию геноцида. Саркис Мурадян сыграл огромную роль в том, что в Армении стали отмечать день 24 апреля. Об этом написала его дочь, и линк к ее статье я помещу в конце поста.  



А это автопортрет. Таким я его знал и очень робел. 



А это одно из ранних его произведений -- "Свадьба в Раздане". Все искусствоведы обращают внимание на двух сплетничающих бабушек на первом плане, а меня всегда привлекали глаза жениха -- и вообще его лицо. Я детстве я не мог понять, почему у него такое "простое" лицо. И мне надо было стать уже взрослым человеком, чтобы понять: Саркис искал и находил красоту именно в таких простонародных лицах. Он воспевал именно эту "обыкновенность", деревенскую простоту, безыскусность. И это у него прекрасно получалось.  



Вот еще такие лица. Смотрите, какой свет исходит от обгоревших на солнце щек девушки в красном халате.

Картина называется "Весна в горах". 1960 год. 



И здесь -- посмотрите на лица. Это "Саженцы" -- 1970 год. Кстати, в "Саженцах" видна еще одна особенность творчества Саркиса Мурадяна: схематичность лиц и угловатость поз. Он был большим мастером портрета. Но в многофигурных композициях предпочитал такую схематичность. Я уверен: это делалось намеренно. кроме того, он слегка менял пропорции человеческого тела -- чуть увеличивал голову, укорачивал ноги, сужал плечи... Это был его художественный язык, над которым он работал, наверно, всю свою творческую жизнь. 



А посмотрите на эти лица. Картина называется "Сыновья не вернулись". 1968 год. 



Репродукцию этой картины -- "Перед рассветом" (1971) мой отец повесил у себя в кабинете. Посмотрите, какой свет -- тусклый, неживой, серый... Умение добиться такого света на картине -- это, по-моему, настоящее мастерство



Саркис Мурадян любил писать своих дочерей. Этот их портрет 1969 года. Причем это не оригинал -- на оригинале не было выглядывающего здания. А я даже помню эти платья... 



Тоже дочери -- на картине "Перекресток" 1975 года. Добермана Бека я, конечно, прекрасно знаю -- ведь он был сыном одной моей собаки и отцом второй. Их обеих звали Бинги -- разумеется, в честь булгаковского пса.  



А эта вещь -- "Под мирным небом" (1971) для меня всегда будет портретом кузины -- Зары. Об этой картине и о многом другом она написала в журнале "Анив". Линк на ее воспоминания -- в самом конце этой записи.  



Ну, а это самый настоящий портрет моей старшей кузины Гоар. 1973 год. 



Это -- одна из моих любимейших работ Саркиса. Натюрморт. 1976 год. 



Он был потрясающим мастером пейзажа. Его пейзажи никогда не бывали спокойными. Перекрученные ветви девевьев или виноградных лоз, потревоженная ветром трава, неровное небо... Его пейзажи динамичны. Они живые и тревожные. Вот "Весна". 1983 год.  



А это -- "Виноградная лоза". 1976. Причем, кажется, эта работа даже не совсем пейзаж, а находится на грани между пейзажем и студийным натюрмортом. 



Церковь Рипсимэ. 1975. 



И для меня всегда особняком стоял работа 1963 года "Пробуждение". Я всегда видел в тоненькой девичьей фигуре радость молодости, счастья и красоты... Это -- не оригинал работы, а один из авторских вариантов (или, может, повторов). На оригинале вместо лодок был буйвол. Темный, мускулистый, могучий.  



И наконец, обещанный линк на воспоминания моей кузины Заруи Мурадян об отце. "Он был счастливым человеком". Журнал Анив. Рекомендую

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.