Верхний Ларс - контрольно-пропускной пункт в районе российско-грузинской границы на Военно-Грузинской дороге в Северной Осетии. Был открыт в 2009 году. Единственный сухопутный путь, связывающий Армению и Россию. 

ЗАКРЫТИЕ ВЕРХНЕГО ЛАРСА ПОКАЗАЛО УЯЗВИМОСТЬ И ЗАВИСИМОСТЬ АРМЕНИИ. Фактически единственная наземная дорога, связывающая Армению с внешним миром, была закрыта больше двух недель, что привело к росту цен, пострадал малый и средний бизнес, не говоря о людях, вынужденных провести на дороге более недели. Армянские экономисты бьют тревогу, недоумевая, почему правительство Армении до сих пор не предприняло никаких шагов по поиску альтернативы.

Закрытие Верхнего Ларса

В результате разлива реки Терек 23 июня произошло обрушение участка трассы протяженностью в 500-600 метров на территории Грузии в 2 км от КПП Верхний Ларс, в результате чего он был закрыт.

ИЗ-ЗА СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ ОКАЗАЛИСЬ ЗАБЛОКИРОВАНЫ 200 грузовых, 40 легковых машин и 225 человек. Авиация МЧС РФ вывезла в Ереван 300 граждан Армении. МВД Грузии на вертолете доставило до границы с РФ около 60 российских туристов. Во избежание простоя армянские перевозчики арендовали несколько паромов для быстрой обходной доставки грузов через Черное море, а также чартерные самолеты.

Проблемы на этом участке дороги возникают постоянно из-за схода селевых потоков, разлива реки Терек, а также схода лавин зимой. К примеру, в мае 2014 года в Дарьяльском ущелье произошел обвал: в реку Терек сошел миллион кубометров земляной массы, завалив большегрузные фуры у КПП Верхний Ларс. Были перекрыты Военно-Грузинская дорога и русло реки Терек на протяжении примерно 400 метров, а также прекращен транзит газа по территории Грузии в Армению. В зимний период указанная дорога бывает практически постоянно закрыта из-за обильного снегопада и схода лавин.

Эксперты оценивают риски

По мнению экономиста Ваагна Хачатряна, убытки из-за закрытия Ларса, по приблизительному расчету, на одну машину составили около $1000.

ПРИ ЭТОМ ЕДИНСТВЕННОЕ, НА ЧТО ОКАЗАЛОСЬ СПОСОБНО МИНЭКОНОМИКИ, чтобы хоть как-то возместить убыток от простоя грузовиков на грузино-российской границе, это заявление о том, что торгпредство Армении в России приложит все усилия, чтобы в скорейшие сроки реализовать поступающие товары. Министр экономики Арцвик Минасян заявил, что в будущем необходимо достичь соглашения с российской стороной о сотрудничестве в авиационных грузовых перевозках, чтобы при подобном форс-мажоре перевозить скоропортящиеся экспортные грузы воздухом.

Между тем Ваагн Хачатрян отмечает, что в связи с климатическими условиями проблема с дорогой через Верхний Ларс будет актуальна всегда. По его словам, каждый раз при ЧП на Ларсе, власти начинают говорить об открытии Абхазской железной дороги, но Хачатрян считает это блефом. "Открытие этой дороги никогда не было реалистичным, потому что это преследует политическую цель, и здесь важным обстоятельством является то, насколько Грузия заинтересована работой Абхазской железной дороги. С экономической точки зрения грузинам это не выгодно, им выгоднее работать по дороге через Верхний Ларс. Даже если она закроется, они могут доставлять свой товар в Россию через собственные порты".

По словам экономиста Ашота Егиазаряна, непонятно, почему Армения продолжает связывать свою экономику с этой дорогой. "Не надо обуславливать развитие Армении и выход на внешние рынки Россией. Российский рынок в долгосрочном плане не перспективен для Армении. Армении следует развивать другой транспортный коридор", - считает экономист. Как выяснилось, под другим коридором он подразумевает путь Иран - Армения - Грузия, либо Персидский залив – Черное море.

Как считает экономист, нынешнее положение выгодно внешним игрокам, например, России, которая, пользуясь уязвимостью Армении, может диктовать условия. По мнению экономиста, это может даже привести к потере Карабаха.

Позиция правительства

В правительстве предпочитают ограничиваться предупреждениями, напоминаниями и обещаниями на будущее.

В ЧАСТНОСТИ, МИНИСТР ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ ГАГИК БЕГЛАРЯН считает, что опасность закрытия перевала Верхний Ларс на грузино-российской границе нужно учитывать всегда. "Наши коллеги думают о том, чтобы в будущем построить надземный тоннель, но это связано с большими расходами. А пока нужно помнить, что риски закрытия дороги остаются после каждого сильного дождя. Поэтому призываю предпринимателей, перевозящих грузы, учитывать все возможные опасности", - сказал министр.

Только вот непонятно, почему в правительстве вспоминают о проблематике Верхнего Ларса только в моменты ЧП, зная о том, что опасность существует постоянно.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.