Саммиту НАТО, начавшему работу в пятницу в Варшаве, заранее присвоено чуть ли не эпическое определение – судьбоносный, поворотный. В столицу Польши съехались 28 делегаций из стран-членов альянса, 26 делегаций от стран-партнеров, а также представители Евросоюза, ООН и, «разумеется», Всемирного банка. Анонсировано, что саммит будет посвящен продолжению коренного поворота альянса, начатого в 2014 году, формальным поводом для которого послужили присоединение Крыма к России, и ее действия в отношении Украины. О том, что кризис на Украине начался не потому, что Крым присоединился к России, а ровно наоборот – это следствие спланированного, организованного и профинансированного извне госпереворота в Киеве, который стал неприемлемым для крымчан и жителей Донбасса, говорится постоянно. Однако, по конъюнктурным соображениям, с легкостью телега ставится перед лошадью. И так пойдет, посчитали американцы, так и идет – как посчитали, но как получается. А получается строго в рамках логики конструкции, лошадь толкает телегу, как может, а всем велено поверить, что телега тянет лошадь. Но сейчас не об этом. Политика сдерживания конкурентов, в данном случае России, так же изящно нашла бы любые другие поводы для полномасштабной реализации, не будь истории с Украиной.
Еще в начале недели генсек НАТО Йенс Столтенберг на пресс-конференции заявил, что альянс переживает «решающий момент» в своей истории, оказавшись перед лицом угроз и вызовов с разных сторон. Столтенберг, конечно же, не забыл ставшую уже дежурной фразу о том, что НАТО остается открытым к диалогу с Россией, и что Совет Россия-НАТО может играть важную роль для диалога и снижения напряженности. И дело не только в том, что надо нужными формулировками завуалировать истинные мотивы. Не менее важно, что участие России в дискуссии рассматривается, как возможность имитировать диалог, что каким-то образом легитимирует действия альянса, как якобы согласованные. По сути же, ожидается, что на саммите будут предприняты новые шаги в усилении коллективной обороны НАТО, преимущественно, разумеется, в восточном направлении. Планируется, что будут утверждены планы размещения четырех усиленных многонациональных батальонов в Эстонии, Латвии, Литве и Польше. Намечено также «особое присутствие» на юго-восточном фланге НАТО. Это размещение такой же многонациональной бригады в Румынии. Напомню, что усиление НАТО будет подкреплено так называемой европейской инициативой США, на которую конгресс выделил $3 млрд. Но не только. Важным решением Варшавского саммита должно стать дальнейшее увеличение военных расходов альянса, впервые после 20-летнего периода сокращения. Европейские участники альянса и Канада уже в этом году увеличат эти расходы примерно на $8 млрд. Конечно же, в обсуждаемых документах указывается, что принимаемые меры относятся также к отражению террористической угрозы, в том числе от «Исламского государства» (запрещенного в РФ). Как понимаете, в настоящее время умалчивать эту проблему, или обойти стороной – моветон. На самом деле, ни в США, ни в Европе, ни в России, ни для кого не секрет, какие цели преследует расширение НАТО. В последнее время, надо заметить, это особо и не скрывается, лишь слегка сглаживается и «разбавляется» другими объяснениями.
Как и положено, такому значимому форуму необходимо было заранее задать тон, обозначить вектор движения, что и сделал президент США, опубликовав статью в Financial Times в преддверии саммита. Барак Обама заявил, что Североатлантическому альянсу необходимо принять конкретные меры для противостояния таким вызовам, как ИГИЛ* (*запрещена в РФ), выход Великобритании из Европейского союза и угроза со стороны России. Казалось, к чему такие публичные призывы, тем более из уст президента США, если направленная на осуществление указанного плана политика проводится уже не первый год. Политика-то ведется, но былого единодушия не хватает, особенно в старой Европе. И второе – вполне в стилистике уходящего хозяина Белого дома периодически напоминать миру, кто главный и кто формирует повестку. А уж эффект усиливает личное появление на форуме заокеанского спасителя. Ведь он один знает, что и как нужно делать, а также, что значит правильно поступать для европейцев. Им, в частности, необходимо «мобилизовать политическую волю» и взять на себя конкретные обязательства для того, чтобы противостоять этим вызовам. Кому же еще, если не президенту США, взять на себя роль вершителя судеб, ведь никто еще не придумал ничего привлекательнее «Американской мечты». И хоть мечта американская, остальные обязаны ее либо перенять, либо просто способствовать ее осуществлению. Правда, прошедшие двадцать с лишним лет наглядно проиллюстрировали, что на пике реализации американской мечты – единолично править миром, в этом самом мире серьезнейших проблем, конфликтов, кровопролития и всяких других бед хватало сполна. Есть мнение, что «Американская мечта» приобрела немного другое содержание, которое сформулировал бы следующим образом: создать ситуацию, когда Америка не обязана следовать тем принципам и правилам, которые она навязывает всему миру, и чтобы все это приняли как данность. Примеров тому множество: от применения пресловутых двойных стандартов до, извиняюсь, откровенного вранья. Самый свежий пример: в считающей себя образцом современной демократии, на которую должны равняться остальные, считается в порядке вещей, когда президент страны мало того, что открыто подключается к предвыборной агитации одного из кандидатов, так это делает еще и за счет налогоплательщиков. Забрав кандидата от Демократической партии Хилари Клинтон на борт №1, Обама невозмутимо полетел в Северную Каролину для участия в предвыборном митинге кандидата-однопартийца. Ни это ли злоупотребление служебным положением или же использование административного ресурса в пользу одного из кандидатов? Ведь за такое некоторые страны и правители объявляются американцами изгоями со всеми вытекающими, как правило, кровавыми, последствиями. Президенту США, однако, видимо можно, в рамках новой интерпретации «Американской мечты».
Вернемся к саммиту НАТО. При всей очевидности того, что все пространство Североатлантического альянса жестко подчинено воле Вашингтона, тем не менее, повод беспокоиться у администрации Белого дома есть. Это нарастающие «нездоровые» настроения среди европейских коллег по статусу и политиков на перспективу. Вопреки желанию США и руководителей НАТО слить воедино НАТО и ЕС, хотя казалось это нонсенс, президент Франции, скажем, не разделяет точку зрения, что НАТО должно определять политику Евросоюза. Франсуа Олланд, впрочем, Россию не считает угрозой, несмотря на навязываемую из-за океана риторику. Уже в Варшаве президент Франции заявил: «Для Франции Россия не является ни противником, ни угрозой». Не менее веселая картина в Германии. Фракция «левых» в Бундестаге внесла на обсуждение парламента вопрос о создании вместо НАТО системы европейской коллективной безопасности, которая, к тому же, включает и Россию. Эти же левые еще раньше предлагали договориться с США, Великобританией и Францией о выводе их войск из ФРГ. Да, именно так, фашизм разгромил СССР, а Германию оккупировали указанные союзники – всерьез и надолго. С постулатом, что немцы от этого не очень-то страдают, слышал, но сейчас речь не об этом, расскажите депутатам немецкого парламента. Бундестаг, конечно, отклонил предложение фракции, но настроения же никуда не делись. Впрочем, в обществе, что в Германии, что во Франции, большинство не поддерживает идею отправки контингента в страны Балтии и в Польшу. Рупором Штатов в стремлении приблизиться к границам РФ, как уже привыкли, выступают те же страны Балтии, Польша, Румыния, и, разумеется, Украина. Все эти страны, а точнее правящие там элиты, всерьез считают, что Россия не сегодня, так завтра нападет на них, а вот натовская бригада с численностью 1000 военнослужащих гарантирует их безопасность. Военные эксперты в России к этому относятся с юмором, но сам факт более чем неприятен. Куда более серьезный вызов для России – размещение американских баз ПВО в Польше и в Румынии. Однако всякий вызов диктует контрмеры, которые, несомненно, принимаются. Тут уж полякам и румынам нужно определиться, хотят ли стать прямой мишенью. Ведь касательно этих баз, предположительно речь не идет о контрударе, они должны быть обезврежены в первую очередь, как ближайшая угроза, где бы «каша ни заварилась». Все отчетливее обозначаются контуры некоего Балтийско-Черноморского восточного фланга. Хоть и здесь не все однозначно. Болгары вот, не очень хотят участвовать в милитаризации Черного моря. Надо полагать, после начала восстановления отношений между Россией и Турцией, турки тоже будут предусмотрительнее.
Как бы там ни было, саммит НАТО, конечно же, примет все «прописанные» решения строго по рецепту, Россия же будет продолжать предпринимать шаги для восстановления баланса сил. Западная пропаганда, безусловно, продолжит нагнетать и готовить общественное мнение к неизбежной необходимости создания монолита из Трансатлантического партнерства и Североатлантического альянса, как альтернативы увязшего в кризисе ЕС. Великобритания будет всячески этому способствовать, восточноевропейцы – аплодировать. Все это еще будем наблюдать минимум год-два. А там посмотрим.