"Армения может пользоваться разведывательными возможностями ПВО России, ее радиолокационными станциями для того, чтобы наблюдать за территориями Азербайджана, Турции, Ирана, пользоваться теми возможностями, которыми мы не можем обладать в силу ограничений нашего размера и бюджета. Теперь решайте сами: это хорошо или нет", - заявил журналистам директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян, передает Новости-Армения.

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: НЕДАВНО С ЗАЯВЛЕНИЕМ, ПРИЗВАННЫМ внести определенную ясность в вопрос, касающийся соглашения об объединенной системе ПВО в Кавказском регионе коллективной безопасности, выступило Министерство обороны РА. Кроме всего прочего, в заявлении отмечалось: "Соглашение позволяет использовать возможности Воздушно-космических сил ВС РФ вплоть до применения атомного оружия. Кроме этого, армянские вооруженные силы могут использовать спутниковую систему ВКС ВС РФ. Также у российской стороны есть системы контроля, которые могут быть использованы в интересах армянских ВС".

В общем-то трудно даже представить, что армянской стороне когда-либо придется даже задуматься о "применении атомного оружия". Еще труднее представить, что российская сторона позволит кому-либо это оружие использовать даже в качестве сдерживающего фактора. Так что, мягко говоря, несколько утрированной выглядит эта аргументация МО РА. А вот доступ к возможностям ВКС России действительно может принести ощутимую и реальную пользу Армении. И речь тут идет прежде всего о разведывательном потенциале российских ВКС, о чем говорит Александр Искандарян. 

Отмечу, что, согласно данным, опубликованным еще в прошлом году в статье на сайте российской телерадиокомпании "Звезда", в состав российской военной орбитальной космической группировки входит около 140 космических разведчиков. Их технические возможности позволяют в режиме реального времени обнаруживать объекты потенциального противника вплоть до легкового автомобиля, проводить радиотехническую разведку и осуществлять перехват данных, в том числе переговоры по любым, даже закрытым каналам связи, следить за перемещениями боевой техники на земле, в воздухе, на море.

 КАКОЙ ДОЛЕЙ ЭТИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОЛУЧИТ ПРАВО (В СООТВЕТСТВИИ Ссоглашением) пользоваться Армения, сказать сложно. Надо учесть, что Москва не станет (по крайней мере сегодня) открыто пугать Баку такими "подарками" Еревану. Но как минимум в одном вопросе российские спутники нам бы явно пригодились. И это был бы "подарок" не столько Еревану, сколько региональной безопасности. Российские спутники могли бы стать одним из тех самых механизмов расследования инцидентов на границе, фиксируя источники и инициаторов нарушений режима прекращения огня с ювелирной точностью. Понятно, что армянская сторона в этом заинтересована. Понятно, что для Баку такая перспектива равносильна вероятности быть пойманным с поличным. Но, повторюсь, речь идет и о региональной безопасности, которая отвечает интересам, в частности, Москвы. Так что логично предположить, что Ереван постарается в рамках упомянутого соглашения получать с орбиты доказательства азербайджанской агрессии. И главное - может распоряжаться этими доказательствами по своему усмотрению.    

Это, пожалуй, тот минимум, которым могла бы воспользоваться Армения, получив, так сказать, доступ к ВКС России. Могла бы, но сможет ли на практике? Вот тут вопрос упирается в проблему политических интересов Москвы. А они, как известно, диктуют особую логику отношений и поведения.  

Да, для Армении хорошо иметь возможность пользоваться потенциалом ПВО в целом и ВКС РФ в частности. Но иметь возможность еще не значит реально ею пользоваться. Хотя... Даже в случае "теории" есть для нас минимум один плюс: противника не будет покидать мысль, что он у нас под колпаком, да и те же политические интересы имеют свойство меняться в зависимости от ситуации. А это уже серьезный сдерживающий фактор.  

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.