Бундестаг 2 июня абсолютным большинством голосов принял резолюцию, в которой массовые убийства армян в Османской империи названы геноцидом, пишет «Свободная Пресса».
Среди присутствовавших на заседании депутатов лишь один парламентарий проголосовал против, еще один воздержался.
Дискуссии и голосование проходило в присутствии послов Армении и Турции. Канцлер ФРГ Ангела Меркель не присутствовала на дебатах.
Во вторник президент Турции Тайип Эрдоган в телефонном разговоре призвал Ангелу Меркель «к здравому смыслу» в связи с планами немецкого парламента, а премьер-министр Турции Бинали Йылдырым назвал голосование «смехотворным».
Принятый Бундестагом документ носит название «Память о геноциде армян и других христианских меньшинств в Османской империи 101 год назад». Слово «геноцид» в ней встречается четыре раза.
Реакция Турции была предсказуемой. Президент Эрдоган пообещал серьёзные последствия для германо-турецких отношений и начал с того, что отозвал турецкого посла из Берлина.
Кроме того, посол ФРГ в Анкаре Мартин Эрдманн вызван в турецкий МИД.
В Турции крайне негативно встретили решение немецкого парламента. Так, пресс-секретарь правящей в Турции Партии справедливости и развития Ясин Актай заявил, что оно нанесло значительный ущерб отношениям Берлина и Анкары. Как сообщает агентство Рейтер, партия намерена представить в парламент Турции декларацию против решения Бундестага.
Турецкий МИД также выступил с официальным заявлением, в котором назвал резолюцию «позорным решением». Он обвинил Бундестаг в том, что он «трактует историю по своему усмотрению и политизирует ее».
Какие практические последствия может иметь решение Бундестага, учитывая, что отношения Турции и ЕС в последнее время и без того были далеко не идеальными?
— Это решение Бундестага нельзя воспринимать вне того контекста, что Германия — лидер Евросоюза, — говорит заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов.
— У Турции отношения с ЕС традиционно сложные и напряжённые, особенно с членом ЕС — Кипром. Теперь же всё станет ещё сложнее и запутаннее.
Ангела Меркель пыталась избежать этого обострения отношений, но она не имеет достаточного влияния на Бундестаг. Теперь велика вероятность, что в скором времени Турция выйдет из соглашения с ЕС об обмене беженцами. Так же она ослабит контроль на границах и будет провоцировать очередное нашествие мигрантов в Европу. Правда, Евросоюз к этому лучше готов, чем ещё год назад.
Я бы ещё хотел сказать, что для немцев признание геноцида — это вопрос исторической памяти, поскольку в Первой мировой войне они были союзниками Турции, а значит, косвенно несли ответственность за массовое уничтожение армян. Вопрос этот давно был на повестке дня в Германии.
— А не может ли получиться так, что теперь Эрдоган вынужден будет извиниться перед Россией, поскольку он окажется в сложном положении, поссорившись с ЕС?
— Проблема в сложной личности Эрдогана. Думаю, что во многом он спровоцировал и решение Бундестага. Эрдоган — это «вещь в себе». Сейчас он наоборот ещё больше уверится в своей правоте. Тем более, что никаких экономических санкций между ЕС и Турцией сейчас быть не может в принципе. Поэтому улучшений российско-турецких отношений после этого решения Бундестага я не жду.
— Среди стран Евросоюза первой признала геноцид армян Франция, — отмечает руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв.
— Сейчас мы видим, что после долгих колебаний такое сложное решение приняла и Германия. Депутаты Бундестага не могли не понимать, что это решение резко осложнит взаимоотношения Турции как с Германией, так и с Евросоюзом в целом.
Действительно, момент для такого решения принят самый неподходящий. Ангела Меркель много усилий прилагала для того, чтобы совместно с Турцией решить проблему мигрантов.
Именно она была сторонницей выделения Турции значительных денег на содержание беженцев. Она была также инициатором такого дружеского жеста, как безвизовый въезд турецких граждан на территорию ЕС.
И вот вдруг такой удар по германо-турецким отношениям. Как теперь поведёт себя Эрдоган, сказать сложно. Он уже пообещал, что ответ будет жёстким.
Самая ожидаемая реакция — новая волна беженцев в Европу, спровоцированная турецкими властями.
Можно уверенно сказать, что членство Турции в Евросоюзе снова откладывается на неопределённый срок.
— Получается, что Турция испортила отношения с Россией, а теперь и с Евросоюзом отношения станут напряжёнными. Может быть, Эрдоган будет активнее пытаться снова наладить отношения с Россией?
— Эрдоган в своё время решил проводить собственную политическую игру. А это неизбежно приводит к столкновениям с другими крупными геополитическими игроками. Если бы Эрдоган продолжал политику прежнего турецкого президента «ноль проблем с соседними государствами», шёл в фарватере США и ЕС, то он не столкнулся бы с большинством из тех проблем, которые стоят сейчас перед ним.
Эрдоган понимает уже, что перегнул палку, особенно на фоне обострения курдского вопроса. Отсюда и его сигналы в сторону России о том, что он не прочь бы помириться.
Но на то, чтобы публично извиниться перед Россией он всё же не пойдёт. Не такой у него характер. Да и на его политический рейтинг внутри страны такой поступок повлияет крайне отрицательно. Вообще на фоне слов о стремлении наладить отношения Турция на деле поступает наоборот. Например, с июня для российских дальнобойщиков введён визовый режим. Мелочь, но очень показательная.
— Главная цель США и коллективного Запада в том, чтобы на просторах Евразии не возникло крупного геополитического конкурента, — говорит директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин.
— Россия всё же вернула себе статус евразийской державы и для борьбы с её влиянием американские стратеги пытаются создать два альтернативных геополитических блока. Один, условно говоря, польский на Севере, и второй — новая Османская империя. Однако конкретный турецкий президент Эрдоган не хочет действовать по заданной ему Западом схеме.
Поэтому его бы с удовольствием сменили на другого президента. Но поскольку он всё же довольно сильный харизматичный лидер, к тому же связанный с международным терроризмом, быстро «убрать» его не получается. А вот постепенно его ослаблять — возможно.
Вот этот шаг Германии и есть ещё одна попытка нанести удар по рейтингу Эрдогана в самой Турции. В дальнейшем цель Запада — поставить в Турции управляемого президента.