В империях есть две противоречивые тенденции: (1) терпимость к инородцам локально составляющим значительную группу как единое целое; (2) нетерпимость к инородцам которые оторваны от своей группы. По простой причине. Первый механизм это "собирательство" земель. Терпимость в этом плане - это предоставление льгот народам чтобы те ценили "общую" родину и преимущества жизни сообща. Второй механизм - это унификация, то есть давление на людей чтобы те становились "как все" в целях ассимиляции с государствообразующими народами.
Нужно понимать что и русские и турки не были "большими" народами. А скорее образовывались через интеграцию народов и ассимилирование. Собственно понятие "Иван без родства" исходит к этому процессу. Это глобализация на уровне народов. И в этом плане, многие малые народы "пожертвовали" добровольно или нет своим прошлым и "приобрели" новую большую родину. В этом нет ничего плохого - скорее это понятно и естественно. С точки зрения империи эти "малые" покорные народы были "хорошими", в то время как непокорные народы "беспокойными" и "другими". Столыпин назвал эти покорные народы "навозом" на котором произрастают другие. Неприятное сравнение для "покорных", но через два-три поколения это забывается и они становятся частью "великого имперского".
Возвращаясь к армянам. Пока армяне составляли большинство на своих землях, турки особенно их не беспокоили, а так - собирали дань как и полагается, и постепенно осваивали эти территории. Кое-кого ассимилировали, кое-где тихонько уничтожали население чтобы присвоить территории для своих, и преумножались. В целом жить было можно и армяне особенно не рыпались.
Со временем произошел перевес. "Критическая масса" армянства уменьшилась и во многих местах армяне превратились в меньшинство, а количество турок увеличилось, этим становилось все теснее и теснее, а соблазн "отобрать" все больше и больше. Этап "терпимости" перешел в "нетерпимость". Увеличилось "давление" на армян в виде притеснений, несправедливого отбирания собственности и т.д. Армяне из категории "вассального народа" перешли в ранг людей "второго сорта". Обратите внимание на разницу - она существенна. Когда вас большинство на некоторой территории - то вы не можете быть людьми второго сорта в повседневном смысле. Другое дело когда вы не большинство.
Одним словом этап нетерпимости трансформировался в "нацизм-расизм" - чувство превосходства "простого" турка над "простым" армянином. Благо его религия это тоже "обосновывает" - армянин он неверный "гяур". Безусловно безосновательно - если покопаться в родословной "простого" турка, то он происходил из забытого богом племени, предки которого вливались в банды кочующих разбойников, чтобы завоевывать добычу у оседлых народов. Возможно даже его предки были отуреченными армянами, греками, ассирицами - прежними жителями этих территорий.
Итак турок воспринимает армянина человеком "второго сорта". Рано или поздно это должно было произойти - все это выливается в резню, уничтожение, ненависть и т.д. Благо особенных "культурных" традиций у турков не было, и менталитет турка как имперского народа это и означал - отобрать у других если "плохо лежит", в этом был смысл "имперской глобализации" на том этапе. В основном это направлено на "внешний" мир, но если есть что отобрать внутри - то почему бы и нет.
На работе у меня есть коллега - турок. Интеллигентный, умный человек, у нас с ним хорошие отношения. Мы с ним никогда не затрагиваем проблему геноцида - не так близки. Но мы оба знаем что эта проблема существует между нами. И тот "разрез" в котором эта проблема существует интересен по следующей причине. Для меня непонятно что "запрятано" у него на уме. Возможно сожаление что все это (геноцид) случилось, но как-то неудобно особенно об этом распространяться. Но возможно и другое: "то что случилось правильно" - надо было давить этих "второсортных". И вообще "мы турки - крутые и особенные". Одним словом - "горжусь своим прошлым и настоящим".
Почему эти два момента интересны. Если это первое, то от этого человека и ему подобных не исходит "опасность". Если же это второе, то нация ему подобных "опасна" для Армении. То есть оставив все в сторону это вопрос безопасности прежде всего. Если Турция "покается" официально, то фактически она скажет - мы были неправы относясь к вам как людям второго сорта. Во всяком случае, вы такие же как мы и заслуживаете своего места под солнцем также как и мы. "Отрицание геноцида" фактически означает - "мы правильно сделали потому-то и потому-то", и если надо будет сделаем это еще раз, поскольку это наш "положительный" исторический опыт.
В этом же контексте важно признание Геноцида другими государствами. Каждое такое признание улучшает иммунитет Армении к возможной агрессии Турции в будущем.
Это также серьезный аспект дипломатии. Если вы говорите своим современным партнерам на международном уровне, что признание геноцида для вас - это вопрос безопасности и подтверждение "ненацисткой адекватности" турецкой стороны - это очень насущно, современно и понятно. Если вы говорите о "прошлом", то не в каждом это срезонирует.
Cсылка оригинала: http://aram-hakopian.livejournal.com/928869.html
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.
print
Распечатать