Германо-турецкие отношения дали серьезную трещину. Немецкий парламент принял резолюцию о признании геноцида армян во времена Османской империи. В Анкаре это решение уже назвали исторической ошибкой. Еще до голосования в бундестаге было понятно, что признание геноцида армян станет яблоком раздора между Берлином и Анкарой. Ангеле Меркель недвусмысленно намекали, что Турция может разорвать договоренности по беженцам.
Принятие резолюции — далеко не само собой разумеющееся дело. Германия сейчас зависит от Турции в вопросе, касающемся притока беженцев из Сирии. В Германии живет много выходцев из Турции, которые поддерживают турецкую линию, мол, конечно, армяне когда-то преследовались, но это были те, кто выступал на стороне России, противника Турции в Первой мировой войне, и говорить о геноциде вообще неправомочно.
Как передает обозреватель НТВ Владимир Кондратьев, депутаты бундестага в эти дни получают множество угроз по Интернету. Несутся оскорбления в адрес лидера «зеленых» турецкого происхождения Джема Оздемира, который является одним из инициаторов резолюции. Оздемир же считает, что в Германии ему нечего опасаться, в отличие от противников режима Турции. Перед бундестагом протестуют демонстранты-турки.
Сефик Бахадир, профессор Университета Эрлангена — Нюрнберга: «Как могут депутаты, которые ничего не знают, принимать такие политические решения, которые лягут тяжелым бременем на наше поколение. Нашим детям и племянникам придется столкнуться с последствиями. Такие решения должен принимать международный трибунал».
Давление на бундестаг и Германию оказывается и по политической линии. Эрдоган отговаривал Меркель по телефону, грозил ухудшением отношений. Новый турецкий премьер старался всячески принизить значение резолюции, называя ее «смехотворной».
Бинали Йылдырым, председатель Правительства Турции: «Это голосование мы считаем абсурдным и немотивированным. Германия проходит настоящий тест на дружбу. Я говорил Меркель, что Германия — наш союзник, мы не хотим, чтобы она занималась такими вещами. И понятно, что без оглядки на канцлера парламент там ничего не решает».
Но все это ни в какой мере ни отразилось на принципиальной позиции депутатов бундестага. Эрдогана прямо называли авторитарным политиком, преследующим оппозицию и демократическую прессу. Говорилось не только о геноциде армян, но и других христиан — ассирийцев, греков.
Подчеркивалась и историческая ответственность Германии, вернее Германского Рейха, союзника тогдашней Османской империи, знавшей о преступлениях, но желавшей сохранить Турцию в качестве союзника. Выступавшие подчеркивали, что это решение принято ради примирения турок и армян. В решающий момент — момент голосования — ни Ангелы Меркель, ни Франка-Вальтера Штайнмайера, ни вице-премьера Зигмура Габриэля в зале не было. У них нашлись какие-то неотложные дела, хотя накануне они заявляли, что резолюцию поддерживают.
В прошлом году отмечалось 100-летие геноцида армян. На мероприятиях, посвященных этому событию, президент России Владимир Путин заявил, что «массовому убийству людей нет и не может быть никаких оправданий». Глава государства подчеркнул, что позиция Москвы по этому вопросу «была и остается последовательной».