Что делать Москве, если Баку приобретет оперативно-тактические ракеты с дальностью 500 км и более
Минобороны Азербайджана работает над приобретением оперативно-тактических ракетных комплексов с дальностью стрельбы до 500 км. Об этом недавно заявил командующий азербайджанскими ракетными войсками и артиллерией генерал-майорЗахид Гусейнов.
По его словам, «для надёжной обороноспособности Азербайджан должен приобрести оперативно-тактические ракеты радиусом действия 200, 300 и 500 километров». Гусейнов заявил, что «имеющиеся сегодня на вооружении Азербайджана системы огня позволяют нанести удары по любому военному объекту противника».
— Мы можем нанести точечные удары по любому объекту врага. Если верховный главнокомандующий прикажет, мы можем нанести удар и по Еревану, — добавил он.
Отметим, что по официальным данным на вооружении сухопутных войск Азербайджана стоят тактические ракетные комплексы «Точка», которые обеспечивают поражение на дальность 70 километров, причем со сравнительно невысокой точностью, поскольку ракета — неуправляемая и имеет инерциальную систему наведения. Также есть данные о том, что Азербайджан закупил израильские высокоточные тактические ракеты IMI EXTRA, которые запускает из модульной РСЗО Lynx азербайджанской армии. Но их максимальная дальность — 150 км. Таким образом слова азербайджанского генерала о том, что его ВС могут нанести удар по любому объекту Армении, в том числе и по столице — скорее всего, бравада. Но как изменится баланс сил, если Баку приобретет ОТРК с большей дальностью стрельбы? И что тогда делать Армении и ее союзнику по ОДКБ России?
— Вокруг ракетного арсенала Азербайджана много неясностей, — отмечает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов.
— Официально на вооружении его СВ имеется 12 ПУ ТР «Точка», однако были сообщения о закупках у Израиля не только средств ПВО, но и ракет EXTRA (130−150 км), а также баллистических ракет «Хатф-4» среднего радиуса действия производства Пакистана…
Другое дело, что ОТРК используются при проведении армейских операций для решения задач на глубину, то есть для атаки по тыловым объектам, в том числе — мирному населению. А это сразу же переводит конфликт из приграничного столкновения в другую стадию, что весьма опасно для самого Азербайджана. Ведь в ходе апрельских событий он не захватил ни одного населенного пункта и не добился какого-то преимущества.
Член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский считает, что Азербайджан за относительно небольшую цену может закупить ОТРК у Северной Кореи.
— КНДР продавала их и Йемену, и Ирану, и Саудовской Аравии. Республика торгует хотя и старыми комплексами, основанными на устаревших технологиях, но ракеты Р-17 вполне работоспособны и на несколько сотен километров летают. Пример — действия повстанцев в Йемене. Азербайджан будет не первым и не последним, если приобретет ОТРК у КНДР.
Но такая сделка существенно ситуацию не изменит в регионе. Если бы у сторон были серьёзные силы авиации, то тогда комплексы можно было использовать для ударов по аэродромам. А таких объектов, критически влияющих на исход войны, по сути дела, нет. Но, тем не менее, в случае негативного развития ситуации Азербайджан вполне может применить комплексы для удара по тыловым объектам, особенно если будет отмашка со стороны США и прямая поддержка Турции.
— В безъядерном варианте Азербайджан может совершенно спокойно купить ОТР и в Китае, и в Пакистане, и в странах НАТО, например, в Турции, — отмечает бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ, генерал-полковник Леонид Ивашов.
— Но все-таки применить ракеты будет не просто, поскольку в такой ситуации Россия будет обязана защитить своего союзника, ведь такое оружие переводит конфликт в разряд большой войны. Поэтому в случае приобретения Азербайджаном ОТРК необходимо также будет либо поставить Армении ракетное вооружение вплоть до «Искандер-М», либо нарастить ударную авиацию, а также усилить российскую 102-ую базу в Гюмри. Россия должна делать все, чтобы вооруженный конфликт в Карабахе не возобновлялся, а для этого нужно поддерживать баланс сил.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин также считает, что Азербайджан совершенно беспрепятственно может закупить ОТРК как минимум у четырех потенциальных продавцов — Пакистана, Китая, Турции и Израиля.
— Это не может не доставить проблем Армении, поскольку стрельба может вестись уже по ее тыловым объектам, в том числе городам и предприятиям. В таком случае для баланса сил Армения начнет как минимум требовать от России поставить ей ОТРК «Искандер-М», о чем уже довольно давно говорят, а также — средства ПВО, скажем, С-300ПМ (экспортный вариант С-300ПМУ-1), а лучше С-400. Наземная ПВО Армении на данный момент включает 3 дивизиона (36 ПУ) ЗРС С-300ПТ и 2 дивизиона (24 ПУ) С-300ПС (помимо ЗРК С-75, ЗРК С-125, ЗРК «Круг»). С-300ПС может сбивать баллистические ракеты, но вопрос в том, какие именно ОТРК будут приобретены Азербайджаном. Я убежден, что большая война за Карабах неизбежна — никак иначе этот вопрос не может быть решен, а в рамках большой войны ракеты — вещь полезная, тем более что применительно к этому конфликту ОТРК большой дальности — стратегическое оружие.
Военный эксперт, полковник запаса Михаил Ходаренок говорит, что теоретически Азербайджан может приобрести оперативно-тактические ракетные комплексы с дальностью стрельбы и более 500 км.
— 500 км — это ограничение, которое наложено только на Россию по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). А Азербайджан и страны- потенциальные продавцы вооружения не стеснены никакими соглашениями. В этом смысле азербайджанцы могут купить ОТРК с дальностью стрельбы до двух тысяч километров у того же Ирана. Другое дело, что удары осколочно-фугасными боевыми частями эффективны только тогда, когда они наносятся с высокой точностью по стационарным целям — аэродромам, командным пунктам, узлам связи, крупным складам
Поскольку покупка ОТРК — дело не дешевое, то, скорее всего, Азербайджан ограничится одной ракетной бригадой, а это — 12−18 ПУ. По большому счету, подобные удары будут иметь сильное морально-политическое значение, но с военной точки зрения атаки ограниченным количеством ракет с осколочно-фугасными ГЧ вряд ли приведут к перелому в боевых действиях.
Армянская сторона располагает ОТР Р-17 («Скад») с дальностью стрельбы 250−300 км. Понятно, что Азербайджан заинтересован в приобретении систем со значительно большей дальностью стрельбы. Наверняка какие-то консультации и переговоры уже ведутся, но о них нам вряд ли известно, поскольку до последнего момента это является предметом военной и государственной тайны. Но в целом у Азербайджана есть стремление обладать подобным классом оружия и, скорее всего, оно будет реализовано.