С бабушкой Арусяк, 92-летней жительницей села Магавуз в Нагорном Карабахе, мы встретились в Раздане. С первого взгляда трудно было предположить, что эта престарелая женщина с улыбчивыми глазами видела три войны. Она в хронологическом порядке называет годы начала войн: 41-й, 92-ой, 16-й. После чего добавляет: “Я крепкая, э-э-э…”
Прошу бабушку Арусяк рассказать о своей жизни. “О моей жизни трудно рассказывать, я очень обижена на свою судьбу…” – сказала моя собеседница.
Из ее рассказа я узнала, что она с детства осталась сиротой. Во время Отечественной войны 16-летней Арусяк пришлось стать пастухом, чтобы заработать денег на содержание своих братьев. “В пастухи я пошла после окончания средней школы. А что мне было делать, мужчин в селе не осталось, все ушли на войну…” - сказала бабушка Арусяк.
Потом она решила приехать в Ереван, чтобы получить высшее образование. Поступила в экономический институт, но смогла проучиться лишь несколько месяцев. Когда наступили холода, ей пришлось бросить институт, так как теплой одежды у нее не было. Арусяк вернулась в родное село. Война уже окончилась, и часть мужчин вернулась. А в 46-ом она вышла замуж.
У Арусяк Исраелян родилось четверо детей – трое сыновей и дочь. Сыновья участвовали в Арцахской войне. Один из них, Славик Абрамян, погиб.
“Карабах превратился в яблоко раздора. Народ хочет, чтобы все встало на свои места, но от турок невозможно избавиться. Они положили глаз на Карабах”,- говорит бабушка Арусяк и вспоминает, как в 92-ом, когда азербайджанцы заняли Магавуз, она три дня оставалась в деревне. Но ее сыну Славику удалось пробраться в село и увести оттуда мать. Арусяк и тогда приехала в Раздан. Когда же армянские силы освободили Магавуз, она вернулась в родное село, где нашла свой дом спаленным. Для семьи погибшего правительство НКР построило новый дом.
Единственная дочь Арусяк Седа Абрамян рассказала, что внуки всегда проводили лето в деревне. Дети показывают фотографии, сделанные в летние месяцы в Магавузе, вспоминают мирные дни.
“Ночью 2 апреля с неба падал огонь. Такое я видела только в кино, да еще собственными глазами”,- говорит Седа.
Бабушку Арусяк пришлось привезти к дочери в Раздан.
Теперь она считает дни до возвращения в Магавуз. “Что мне здесь делать. Мои дети на постах. Они мне говорят: бабушка, потерпи немного… Я считаю дни до возвращения в наше село”.
В Магавузе у Арусяк Исраелян 13 внуков и 18 правнуков. Сыновья погибшего в Арцахской войне Славика тоже находятся на постах, защищают передовую. Арусяк вспоминает, что когда сын погиб, его дети были маленькие, а сейчас они продолжают дело отца.
В Раздане мы встретились и с невесткой погибшего сына Арусяк Марией Агаджанян. 2 апреля она приехала в Раздан, а 15 апреля родила второго ребенка. Во время нашего прихода полуторагодовалый Славик, носящий имя погибшего деда, и новорожденная Сона спали.
В конце беседы 92-летняя бабушка Арусяк спросила про ООН: “Во время той войны был ООН. Это аббревиатура. Тогда эта организация остановила войну. А разве сейчас ее нет, чтобы опять остановить? Пусть не будет войны, пусть будет мир, а народ сможет прожить …”