В созданной год назад семье старшего лейтенанта из Гюмри Рача Галстяна, который погиб 3 апреля на северной границе (Талыш) НКР, в середине мая ждут пополнения. Родится девочка, которую назовут Анаит в честь матери Рача. К этому важному событию свекровь и невестка готовятся со сдержанным воодушевлением. “Мне хотелось, чтобы первенец Рача был мальчик, но он был так счастлив, когда узнал, что у него родится девочка,- со слезами на глазах рассказывает Вардан Галстян. – Сейчас, когда моего сына уже нет в живых, для нас все равно, кто родится – девочка или мальчик. Главное, чтобы ребенок был здоровый, а в стране воцарился мир”.
Анаит говорит, что необходимые для роддома вещи им пришлось покупать второй раз. “До этих событий, когда мы узнали, что будет девочка, мама Ануш многое купила, но все это осталось в их доме в Талыше. 2 апреля мой Рач отправил Ануш в Чаренцаван, к ее дяде. Бедная девочка почти ничего с собой не взяла, так как не представляла, что им уже не придется вернуться в свой дом. А недавно они узнали, что их дом в Талыше разграблен, так что придется снова все покупать”.
Галстяны живут в гюмрийском микрорайоне Муш. Эту квартиру Вардан Галстян получил в 1990-х. Во время землетрясения он потерял и семью, и дом. В четырехкомнатной квартире живет и семья их другого сына, Агаси, который является контрактным военнослужащим одной из воинских частей в Гюмри. “Мой Рач жил в Талыше. Они снимали дом, за который платило Министерство обороны,- рассказывает Анаит. – Правда, мы живем с Агасиком, но нас содержал Рачо. У него была высокая зарплата – 310 тысяч драмов, а Агаси получает 110 тысяч. Можно сказать, что нашей надеждой и опорой был наш погибший сын”.
55-летний Вардан Галстян работал водителем 33-го маршрутного такси, но два года назад из-за ухудшения зрения ему пришлось оставить работу. Анаит уборщица в старшей школе Ахуряна, получает 54 тысячи драмов. Сейчас супруги пытаются найти возможности обеспечить квартирой семью погибшего сына.
“Нам очень хочется, чтобы это была однокомнатная или двухкомнатная квартира рядом с нашим микрорайоном. В квартале Муш 2/2 двухкомнатные квартиры стоят до 12 тысяч долларов, а однокомнатную можно купить за 8 тысяч, это не так дорого,- говорит Вардан. – Мы обратились в Министерство. Десять дней назад к нам пришла жена Сейрана Оганяна , мы ей тоже сказали об этом. Посмотрим, что будет, но больших надежд у нас нет”.
О беседе с супругой министра обороны в семье Галстянов рассказали немногое. Отметили лишь, что Рузанна Хачатрян обещала прислать кроватку для новорожденной.
Спрашиваю Анаит о кредитах. Оказалось, что кредиты у Галстянов есть, и их погашение серьезная проблема. Только в банке “ВТБ” Анаит и Вардан Галстяны имеют кредит на сумму около 1 млн 200 тысяч драмов. Еще 161 тысячу они взяли в “Инекобанке”. Анаит недоумевает: объявленные банками уступки на их семью как будто не распространяются, поскольку они продолжают платить проценты.
“Мы так и не поняли, чьи кредиты банки аннулируют – погибших военнослужащих или членов семей тоже, – спросил Вардан. – Дело в том, что найти военнослужащего, на имя которого был бы оформлен кредит, невозможно. Кредитыоформлены на наше имя, но используются для всех членов семьи. Проблема в том, что сейчас мы живем на зарплату Анаит, которая составляет 54 тысяч драмов”.
Я не стала задавать вопросы молодой жене Рача, которой 7 мая исполнится 18 лет, чтоб лишний раз не волновать ее. Ануш, которая родом из Талыша, решила учиться и работать в Гюмри. Говорит, что документы из Степанакертского университета уже прислали на заочное отделение географического факультета Гюмрийского педагогического университета. У Ануш есть еще одна проблема. Из-за занятости Рача они не успели пойти в ЗАГС. “Заявление подали, но у моего Рача не было времени пойти зарегистрировать брак,- говорит Анаит. – Посмотрим, как можно будет решить этот вопрос. Думаю, что его все-таки удастся решить, чтобы моя внучка обязательно носила нашу фамилию. Да и для моей невестки брак должен быть законным”.