Полюс Эрдогана: Анкара пытается возглавить исламский мир
Прошедший 14-15 апреля в Стамбуле 13-й саммит Организации исламского сотрудничества (ОИС) можно было бы назвать просто очередным мероприятием, если бы он не состоялся в условиях глубоких геополитических трансформаций Ближнего Востока и связанных с этим процессов в прилегающих регионах. На этом фоне поставленные председательствующей ныне в ОИС Турцией цели говорят больше о попытках Эрдогана, отверженного Западом за диктаторские замашки и испортившего отношения с Россией после истории со сбитым в Сирии российским бомбардировщиком, создать на основе ОИС свой военно-политический полюс.
Ранее подобные попытки результатов не давали в силу существующих между странами-членами противоречий. Созданная в 1969г. ОИС — крупнейшая после ООН международная организация (57 стран-членов), однако не обладает сильным влиянием на международной арене в силу, как полагают эксперты, отсутствия у входящих в нее государств единой политической повестки и ряда иных причин, в т.ч. экономического характера. В политическом плане Анкара, надеющаяся, что при двухлетнем председательстве Турции исламский мир сможет решительнее заявлять о себе, решила взять на вооружение лозунг о необходимости преодоления раскола между суннитами и шиитами и объединения исламского мира перед лицом таких угроз, как, в частности, “исламофобия, терроризм, международные конфликты”. Отсюда очередной демарш Эрдогана в адрес Совета безопасности ООН с требованием расширения его до 20 стран, ликвидации института постоянных членов, имеющих право вето, и включения в состав СБ мусульманских государств с целью “более справедливого мироустройства”. По его словам, мусульмане сталкиваются во многих странах с несправедливостью: “Они хотят уехать из своих стран на Запад. Одновременно наблюдается рост преступлений на почве ненависти к ним в западных странах, усиление исламофобских тенденций”. О том, какую роль Турция, а также Саудовская Аравия и Катар, которые вместе с Анкарой задавали тон на саммите ОИС, играют в распространении терроризма своей поддержкой т.н. “Исламского государства”, равно как в проникновении боевиков ИК в Европу, США, Россию и другие страны, Эрдоган, понятное дело, умолчал.

К числу подлежащих “незамедлительному решению” международных конфликтов, к коим Эр-Рияд отнес палестинскую и сирийскую проблемы, Анкара присовокупила азербайджано-арцахский, а также Крым. По словам турецкого премьера Давутоглу, “исламский мир должен объединиться и занять активную позицию по вопросам освобождения от оккупации Палестины, земель Азербайджана и Крыма”.

В принятом по итогам саммита обширном Заключительном коммюнике два из 218 пунктов касаются азербайджано-арцахского конфликта. Помимо того, что проблема Арцаха в них представлена в совершенно искаженном виде, так Анкара и Баку еще и протолкнули идею о создании контактной группы по карабахскому урегулированию на уровне министров иностранных дел. Надо полагать — из стран-членов ОИС. Во всяком случае, такой вывод напрашивается из обращенного к партнерам по ОИС призыва главы МИД ТР Мевлюта Чавушоглу активно вступать в эту группу.

Т.е. с одной стороны, Анкара, тщетно пытавшаяся все эти годы пробиться в сопредседатели Минской группы ОБСЕ, стремится создать альтернативную структуру, в которой вместе с Баку планирует играть роль первой скрипки. Однако если эти потуги тандема Эрдоган-Алиев гасятся сопредседателями МГ ОБСЕ — США, Россией и Францией, то очевидное стремление Баку и Анкары придать азербайджано-арцахскому конфликту религиозный оттенок несет в себе серьезные угрозы, на что не преминул обратить внимание МИД Армении.

Замминистра иностранных дел РА Шаварш Кочарян в этой связи отметил, что вследствие односторонней позиции Турции и попыток любой ценой содействовать Азербайджану, любое вмешательство Анкары в процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта может нанести лишь вред и что глава МИД Турции, выступая на заседании ОИС, спекулируя на исламской солидарности, предпринял опасную попытку искусственно представить военные действия Азербайджана против Нагорного Карабаха в качестве религиозного конфликта. “Следствием проводимой нынешними властями Турции политики является волна нестабильности, терроризма и кровопролития, распространившаяся как в самой Турции, так и за ее пределами. Своим провокационным заявлением глава МИД Турции, фактически, обнаруживает стремление распространить эту волну в сторону Южного Кавказа. Уверены, что выступающие с традиционно дружеских в отношении Армении позиций мусульманские страны, хорошо осознавая реальные цели Турции, не пойдут на поводу провокаций Турции”, — цитирует Кочаряна News.am.

Тем не менее на саммите ОИС никто по этому поводу не высказался. Лишь президент Ирана Хасан Роухани на незапланированной встрече в Стамбуле с Ильхамом Алиевым, выступавшим на саммите с пламенными антиармянскими речами, сдержанно призвал сконцентрироваться на обеспечении стабильного перемирия в Нагорном Карабахе, отметив, что региональные проблемы должны решаться путем диалога и что все страны региона должны объединиться против общей угрозы терроризма, экстремизма и насилия.

Заключительное же заседание саммита, на котором принималось коммюнике, президент Роухани и вся делегация Ирана и вовсе бойкотировали в знак протеста против включения в итоговое заявление антииранских положений с обвинениями Тегерана в финансировании терроризма. Как передает иранское ИА MehrNews, в декларации содержится аж четыре пункта, направленных против Ирана. Агентство отмечает, что, несмотря на призыв президента Роухани о единстве, Турция и Саудовская Аравия попытались выставить Иран как сторонника терроризма. Глава МИД ИРИ Зариф охарактеризовал позицию Саудовской Аравии по включению в текст заявления пунктов против Тегерана и Хезболлы, как “деструктивную”, и напомнил саудовцам о судьбе режима Саддама Хуссейна, который пытался использовать механизм ОИК во время ирано-иракской войны в 1980-88гг. в свою пользу против своих политических интересов Ирана. Иранским дипломатам, напоминает агентство, саудовцы отказали в выдаче виз для участия во встрече на уровне экспертов, организованной в городе Джидда в феврале, затем подготовили антииранский проект и передали его в Стамбул. Турция, заметим, не протестовала.

Западные СМИ особого интереса к саммиту ОИС, как таковому, не проявили. Больше внимания уделялось двусторонним встречам и заявлениям, так или иначе связанным с сопровождающим форум геополитическим и геоэкономическим фоном. Российская пресса главной сенсацией стамбульского форума назвала участие в нем президента Белоруссии Алексадра Лукашенко, напросившегося на статус наблюдателя в ОИС и на перезагрузку торгово-экономических отношений с Турцией. “На фоне кризиса в российско-турецких отношениях такое поведение может быть воспринято в Москве как в какой-то мере демонстративное”, — пишет “Коммерсант”, отмечая, что едва ли в Кремле осталось незамеченным, что ближайший союзник, партнер по Союзному государству едет на необязательное мероприятие к президенту, которого сегодня в Москве воспринимают как едва ли не главного геополитического оппонента. Собеседники “Ъ” в МИД РФ напомнили, что среди “привилегированных партнеров” Лукашенко были и экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, и бывший лидер Украины Виктор Ющенко, и ее нынешний руководитель Петр Порошенко. “Если Александр Лукашенко рискует обрести новый раздражитель в отношениях с Москвой, то президент Тайип Эрдоган получает шанс разыграть в отношениях с РФ “белорусскую карту”, — считает издание.

На заявления Анкары по Крыму в Москве, видимо, решили пока не отвечать. Не удостоился особой реакции и факт встречи в Стамбуле президента Азербайджана Ильхама Алиева с заочно арестованными в России инициаторами блокады Крыма — лидерами “крымско-татарского меджлиса” Рефатом Чубаровым и Мустафой Джемилевым, сформировавшим батальон смертников для борьбы с российскими властями. Директор Института стран СНГ Константин Затулин в интервью Rusarminfo даже попытался выступить в роли адвоката Алиева, заявив, что скорее всего “Алиеву пришлось на это пойти под влиянием его турецкого партнера Эрдогана”, хотя “подобного рода встреча, конечно, не может быть строго не осуждена со стороны России”.

Осуждения пока нет. А вот крымский журналист Сергей Веселовский вместе с другими жителями Крыма выражает обеспокоенность внезапными бурными проявлениями на полуострове “азербайджанского патриотизма”, суть которого, помимо притязаний на Нагорно-Карабахскую Республику, сводится к исламистским лозунгам “Аллах акбар” и вскидыванием руки в жесте турецкой террористической группировки “Серые волки”, пишет Материк.ру. Журналист обратил внимание и на то, что на лобовых стеклах некоторых машин-участниц автопробега с флагами Азербайджана замечены небольшие желтые трехзубые тамги — эмблемы “Меджлиса крымско-татарского народа”. По мнению автора, можно прогнозировать с максимальной долей вероятности, что “меджлис” использует фактор обострения в Карабахе как возможность соответствующей деструктивной “раскачки” азербайджанцев Украины и Крыма с целью провоцирования межнациональной розни: “Абсолютно точно, что это межнациональное стравливание будет иметь продолжение в виде других деструктивных явлений, по своей природе мало что имеющих с проблемой Нагорного Карабаха”.

По словам Затулина, именно в Турции Алиев черпает силы, чтобы выступать в вопросах нагорно-карабахского урегулирования с самых непримиримых позиций. Хорошо устроился — за очередным перемирием, точнее, за спасением от поражений в Азербайджаном же развязываемых войнах против Арцаха и Армении Алиев бежит в Москву, а за дипподержкой — в Анкару.
Гаяне Мовсесян
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.