В отличие от политически заинтересованных людей, мне кажется, что Азербайджану в ходе четырехдневной войны не удалось достичь своих военных целей. Это ему не удастся и при повторном нападении, которое, я думаю, не за горами, в прямом и переносном смысле слова. Конечно, противник может заявлять, что он захватил Физули, Талиш или Матагис, но мы-то знаем правду.
Словом, как бы это ни было неприятно для некоторых людей в Армении и за ее пределами, военные планы Азербайджана провалились. На чем они основывались? В первую очередь, конечно же, на внешних факторах. Противник знал и сейчас знает, что страны-сопредседатели если и не будут поощрять, то, во всяком случае, посмотрят на его нападение сквозь пальцы.
Но Азербайджан имел также и расчеты, которые были связаны с внутренней жизнью Армении. Они были уверены, что, во-первых, социально-экономическая ситуация в Армении катастрофическая, во-вторых, внутриполитическая борьба достигла такой остроты, что завтра или послезавтра произойдет смена власти, в-третьих, что недовольный и разочарованный народ не придет на помощь своим, стоящим перед геноцидом соотечественникам.
Откуда противник извлекает данную информацию. Прежде всего, я думаю, из армянских открытых источников: Фейсбука, сайтов, газет, выступлений в парламенте. Армения не Азербайджан, здесь люди пишут и говорят, что захочется, и, следовательно, для того чтобы отличить зерна от плевел необходимы некоторые умственные усилия. Предположим, что один из проживающих за рубежом бывших граждан Армении, который уже двадцать лет не был на родине, написал на своей странице в Фейсбук – вчера мне позвонила тетка свояка моего крестного отца и рассказала, что в Ереване люди от голода падают на улице».
Затем с десяток сайтов превращают это в новость – «РАСПРОСТРАНИТЬ! СРОЧНО! Тетка свояка крестного отца Погоса от голода упала в обморок на улице Баграмяна, перед президентским дворцом». Затем несколько оппозиционных обозревателей пишут на основе этого «факта» «глубокий анализ». Во всем этом нет ничего необычного, во всех более или менее демократических странах мира та же самая картина. Просто те, кто в Азербайджане докладывают об Армении лицам, принимающим решения, руководствуются такой информацией.
Или же, какой-нибудь оппозиционный депутат у нас в парламенте заявляет, что «до устранения преступного режима осталось 4 часа и 15 минут». В Азербайджане, не вникая в ситуацию, думают – «ага, сейчас там начнется». Или увидев акции протестов граждан и тяжелые (в основном справедливые) обвинения в адрес властей, думают, что эти люди, мужья, сыновья не пойдут защищать родную землю. Короче говоря, не разбираются хорошо в психологии нашего народа.
Конечно, у нас есть серьезные и требующие неотложного решения проблемы, и об этом необходимо говорить открыто и искренне. Однако представления о них нашего противника далеки от реальности.