Увольнение сразу трех генералов, курирующих сферы снабжения, связи и разведки в министерстве обороны Армении, свидетельствует о допущенных грубых ошибках в работе на указанных ключевых для армии направлениях. То, что президент страныСерж Саргсян отстранил их сейчас, позволяет сделать вывод, что апрельская война в Нагорном Карабахе настолько явно высветила эти ошибки и упущения, что не реагировать президенту было невозможно. Но, как заверил в беседе с корреспондентом EADaily источник в военном руководстве Армении, это была во многом вынужденная мера.
Что произошло?
Президент Армении Серж Саргсян 26 апреля освободил от должностей заместителя министра обороны Армении, генерал-лейтенанта Алика Мирзабекяна, начальника управления разведки Генштаба ВС Армении, генерал-майора Аршака Карапетяна и начальника войск связи, главу управления связи и автоматизированных систем генерал-майора Комитаса Мурадяна. Причины кадровых решений не разглашаются, хотя, очевидно, связаны они с анализом итогов недавних боевых действий в зоне карабахского конфликта, вызвавших многочисленные вопросы со стороны общественности относительно уровня оснащенности ВС Армении современными технологиями и эффективности действий разведки.
Ответы представителей военно-политического руководства страны на поднятые вопросы порою противоречили друг другу и несли спорный характер. Сперва военное руководство, вплоть до главнокомандующего, заявляло о том, что азербайджанские ВС совершили нападение на приграничные позиции Нагорного Карабаха «неожиданно». Однако после шквала критики в адрес разведки и технической оснащённости армии, власти несколько «отредактировали» свои же заявления, отметив, что разведка знала, что азербайджанские войска готовятся нанести удар, но на каком участке 200 километровой линии фронта «трудно было угадать», что и стало причиной такого количества жертв с армянской стороны.
Далее в СМИ начались «поиски» виновников. Масла в огонь подлило заявление директора Союза предприятий по информационным технологиям Карена Варданяна о том, что замминистра обороны Алик Мирзабекян и начальники управлений по радиоэлектронной борьбе и военной промышленности должны быть освобождены с занимаемых должностей, поскольку «препятствуют сотрудничеству армии и IT-сферы». По словам Варданяна, эти люди «занимались саботажем», и нужно выяснить, какие цели и интересы они преследовали.
И «полетели головы». Президент, вопреки заверениям представителей Минобороны о достаточной технической оснащённости армянской армии и эффективности работы разведки, уволил курирующих указанные сферы генералов. Возникает вопрос — если разведка действовала эффективно, и армия знала о готовящемся нападении противника, тогда почему же понадобилось в условиях фактической войны обезглавливать сразу три важных участка военного управления? Неужели в армянской армии так много хороших специалистов по связи и разведке, что их так легко можно ротировать? Подготовка одного разведчика, по мнению специалистов, обходится дороже подготовки военного летчика.
Разведка не знала, или знала, но не донесла
«Смена главы армейской разведки в такой ситуации — правильное решение», — считает основатель первого разведывательно-диверсионного отряда АрменииВова Вартанов. По его словам, разведка это «глаза и уши» армии. «Разведка не смогла полностью реализовать поставленные перед ней задачи. Проблема быть может и не в информированности разведчиков, а функций разведки в целом. Разведчики могут быть и в курсе происходящих процессов и знать о планах армии противника, но если они не могут все эти данные должным образом донести до военно-политического руководства, чтобы вовремя были предприняты превентивные меры, значит можно считать, что и сама разведка была не информирована. То есть, либо наши глаза и уши были закрыты, либо информация была, но она во время не дошла до адресата», — пояснил Вартанов.
Помимо эффективности разведки, нехватка современных вооружений и систем связи является одной из причин многочисленных жертв среди армянских военнослужащих в ходе недавних четырехдневных боев в зоне карабахского конфликта, считает депутат парламента страны, экс-премьер Грант Багратян.
По его словам, солдат армянской армии после 20:00 имеет «проблемы со зрением», он не может видеть передвижения противника. «Также армия нуждается в мощных средствах связи, чтобы азербайджанские ВС не могли перехватывать разговоры наших военнослужащих. Зачастую они связываются друг с другом с помощью мобильных телефонов, это недопустимо с точки зрения конфиденциальности и безопасности», — отмечает он.
«Министр обороны должен представить, насколько рационально используются имеющиеся ресурсы, и есть ли необходимость в дополнительной поддержке», — подчеркнул Багратян.
Почему сейчас?
«После так называемой „апрельской войны“ шаг президента по увольнению генералов — был вынужденной мерой. Необходимо было что-то предпринять. До сих пор сильно не зацикливались на некоторые упущения и не было публичной реакции (хотя в министерстве давно уже проводились различного рода ведомственные проверки) по той простой причине, что военными кадрами нельзя разбрасываться. Это очень дорогое удовольствие. Подготовка одного начальника разведки, достигшего чина генерала, да еще и с опытом участия в военных действиях и академическим образованием, это не только большие денежные расходы, но и годы труда. У нас что, много таких кадров в армии, чтобы их быстро менять? То же самое с некоторой натяжкой касается генералов, курирующих другие ключевые отрасли в армии — связь и снабжение», — подчеркнул наш источник.
По его словам, кадровую политику в обороне необходимо проводить крайне осторожно. «Оборона, особенно в Армении, которая находится в состоянии войны, тесно переплетена почти со всеми сферами — внутриполитическая ситуация в стране, экономика, морально психологическое состояние в обществе и пр. В связи с этим необходимо не на армию ополчиться, а экономику поднимать, налоги нормально собирать, чтобы обеспечить оборонную сферу необходимым количеством финансовых средств. Крайне важно ввести эффективный контроль над их использованием в армии», — сказал он.
Эффективное и целевое использование средств в армянской армии — актуальная задача, особенно с учетом того, что многие офицеры высшего звена владеют отдельными отраслями бизнеса, через аффилированные компании выигрывают тендеры в обороне, сами занимаются снабжением армии, получая за это определенную «административную ренту». Иначе объяснить, как появились у высокопоставленных офицеров шикарные особняки, сотни гектаров земель и роскошные автомобили при бюджете обороны в $ 500 млн, просто невозможно.
Самым свежим подтверждением сказанного является просочившиеся в СМИ данные о том, что из деклараций о доходах высокопоставленных сотрудников Минобороны выясняется — Алик Мирзабекян был самым богатым заместителем министра обороны. По объёму официально задекларированных средств он богаче даже министра и начальника Генерального штаба Вооружённых сил.
По словам эксперта организации Transparency International Артака Манукяна, в результате исследования коррупционных рисков в сфере обороны, выявлены случаи нецеленаправленного использования финансовых ресурсов, организации закупок от одного лица, участия в тендерах не профильных компаний и пр. «При этом в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 50% выросли неконкурентные закупки, также зарегистрированы нарушения, в частности, посреднические закупки, закупки от аффилированных компаний и так далее», — отмечает он, добавив, что при скудном бюджете Армении расходы на оборону станы составляют значительную часть ВВП, следовательно, их нужно осуществить «максимально целенаправленно и экономно».