Порой возникают споры по поводу того, какой термин правильнее – «освобожденные территории», «оккупированные территории» или «пояс безопасности». Мне кажется, что в журналистском, публицистическом тексте все допустимо, но точным юридическим и политическим термином является – «территории, закрепленные в Конституции Нагорно-Карабахской Республики». Да, мы официально не признали это государство, хотя, я думаю, что время уже близко. Но психологически, на общественном уровне, мы должны понимать, что это состоявшееся государство, чьи власти и народ сами решают судьбу своей территории. Это не пропагандистская уловка, и не какая-нибудь прихоть, это обычный прагматизм, которым нужно руководствоваться.
И поэтому, когда мы, сидя в Ереване, рассуждаем о том, что отдавать взамен статуса Карабаха, и что брать и т.д., нам следует учитывать, что это не нам решать, что отдавать, забирать и определять статус.
Государство Арцах имеет свою Конституцию, по которой районы, являющиеся предметом спора, принадлежат ему, и, кстати, имеют свои армянские наименования. Ни я, ни Лавров, ни Обама, ни кто-либо другой не физически, ни морально, ни юридически не имеет права решать вместо Арцаха не только судьбу этих районов, но даже и их половины метра. Как мы воспримем предложение, если кто-то скажет нам, отдайте Маралик Финляндии, чтобы вы могли лучше жить? Так что, все ереванские разговоры о том, «отдавать или не отдавать», я предлагаю прекратить. Если когда-либо Национальное Собрание НКР начнет обсуждать такой вопрос, тогда и будем комментировать.
Я не шовинист, ни воинствующий, ни, тем более, расист. Я не считаю, что мы, армяне, лучше какой-либо нации. Я хочу, чтобы мы жили в мире с азербайджанцами. Насколько это возможно сегодня, когда соседнее государство поставило перед собой цель устроить геноцид армянам Арцаха, и даже особо и не скрывает этого, подчеркнув это еще раз своим поведением в начале апреля? Такое возможно только после нанесения серьезных военных ударов по государству Азербайджан, таких ударов, которые заставят руководство Азербайджана почувствовать опасность войны. Мы не можем, даже теоретически, решить Арцахский вопрос военным путем, не можем принудить Азербайджан к капитуляции. Но Армия обороны Арцаха при поддержке всего армянства может создать на фронте такую ситуацию, чтобы Азербайджан вновь запросил у НКР (именно у Нагорно-Карабахской Республики) мира, и успокоился на несколько месяцев или несколько лет.
Существует ли иной путь к установлению мира? Обращаться к сопредседателям, России, Америке, Европе, чтобы они удерживали Азербайджан от агрессии и предотвратили новый геноцид армян? Все это мы уже несколько раз проходили.