Вчера в интервью телеканалу CBS Барак Обама вновь вспомнил об исключительной геополитической роли своей страны. «США — единственная в мире супердержава, и мы имеем обязательства во всех частях мира, где мы можем сыграть позитивную роль в войнах или конфликтах», — заявил американский лидер.

Я готов принять эту исключительность. Но при одном важном условии.

Почему США являются исключительным государством? Разумеется, прежде всего потому, что оно самое богатое — его Федеральная резервная система печатает главную мировую валюту.

Как следствие, у американцев довольно высокие доходы, огромное количество военных баз по всей планете, астрономические затраты на оружие и армию, мощный пропагандистский блок — Голливуд, демонстрирующий преимущества американского образа жизни. Доллар позволил сделать богатыми людей внутри страны, ярко показать это богатство вовне и в то же время создать вооруженные силы, способные его защитить.

Да, благополучие достигнуто с известной долей коварства, однако речь в данном случае не об этом.

Итак, США —это действительно супердержава, с этим трудно спорить. Что дальше?

Сегодня Америка предлагает себя миру как пример успешности: делайте, как мы, и вы тоже будете жить в домах с бассейнами и иметь шикарные автомобили. То есть, дают единственный рецепт: усердно трудись, проявляй смекалку, побеждай в конкурентной борьбе.

Разумеется, это лукавство — чистильщик обуви, живущий в Нью-Йорке, получает гораздо более высокий доход по сравнению с точно таким же чистильщиком обуви, живущим где-нибудь в бедной африканской стране. Даже несмотря на то, что оба они чистят в день одинаковое количество пар. То есть, неравенство заложено в самой системе распределения денег: как бы усердно ни работал человек, если он не живет в США, то всегда будет беднее своего коллеги американца.

Капитализм реагирует на такое неравенство спокойно: побеждает сильнейший, в этом смысл конкуренции. В том числе и между государствами.

Однако в христианской традиции взгляды на социальный дарвинизм никогда не были столь однозначными. Ибо совершенно непонятно, как можно примириться с запрограммированной гибелью людей, не выдержавших борьбу за место под солнцем. Они обязательно будут, ведь сама природа конкуренции предполагает появление подавляющего большинства проигравших.

Причем, чем громче звучит призыв из телевизора, побуждающий к предпринимательству, к инициативности, чем больше людей откликается на этот призыв, тем жестче внутривидовая борьба. Проигравшие никуда и никогда не исчезнут. А победители, взобравшиеся на вершину, всегда будут получать зримое подтверждение сомнительного тезиса о том, что только упорство и труд все перетрут. То есть, они поступили правильно, а все остальные — ленивые лузеры, которые сами виноваты в том, что они лузеры.

Мировые религии давно знают о проблеме несоответствия человеческих желаний и возможностей. Но в отличие от либеральных апологетов свободного рынка и верховенства прав человека предлагают свой вариант взаимоотношений между людьми, в том числе между богатыми и бедными.

Один из самых важных — осознание богатыми своей ответственности перед бедными. Если ты умнее, профессиональнее, ловчее, то это вовсе не значит, что тот, у кого нет этих, бесспорно, замечательных качеств, хуже тебя. Его жизнь не менее ценна, чем твоя, даже если у него нет и никогда не будет дома с бассейном.

У христиан давно известен чин омовения ног, который совершается в Великий четверг, воссоздавая один из эпизодов Тайной Вечери. Император Ромейской (Византийской) империи ежегодно мыл ноги двенадцати (по числу апостолов) нищим. В католической церкви священник, предстоятельствующий на мессе, омывает ноги двенадцати прихожанам.

В православии тоже существует эта традиция. Например, в Иерусалиме чин обычно совершается Патриархом на площади Храма Воскресения. В практике Русской православной церкви в XX веке обряд совершался лишь в отдельных епархиях, однако в 2009 году Патриарх Кирилл возродил традицию, когда омыл ноги двенадцати священникам в Богоявленском кафедральном соборе.

Уверен, что многим понятен глубокий смысл этого обряда, имеющего давние исторические корни. Это прежде всего усмирение гордыни, осознание своего скромного места в человеческом обществе вне зависимости от достатка, равенство всех друг перед другом в более широком, философском смысле.

Если США способны смирить гордыню, использовать свою исключительность только во имя добра, то я не против такой супердержавы. Вы сильны и богаты? Прекрасно. У вас есть уникальная возможность сделать мир лучше. Но для этого нужно смиренно, даже униженно и с чувством глубоко стыда за свое далеко не всегда праведно нажитое богатство «мыть ноги» остальным. Причем, делать это постоянно, с искренним удовольствием и осознанием исключительной важности своей миссии.

У супердержавы суперответственность перед человечеством. А вовсе не супервозможность диктовать ему свои условия, как считает Барак Обама и его предшественники. Именно поэтому мы не можем признать США главным арбитром планеты — пока только жандармом. К тому же, довольно жестоким и не чистым на руку.
____________________

Барак Обама и телеведущий CBS Чарли Роуз. Скриншот.

Христос омывает ноги Петру. Джотто, фреска в капелле Скровеньи (фрагмент).

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.