Все говорят о политике и геополитике, никто не хочет говорить об истории. Между тем именно история и могла бы расставить все точки над i в азербайджано-карабахском конфликте. История как древняя, так и новейшая. Ибо, как было сказано не нами, когда говорит история, отдельные личности должны умолкнуть. А умолкнут личности, - умолкнут и пушки.

К сожалению, пушки пока не умолкают. Апрельское военное столкновение еще раз убедило нас в том, что геополитическая шахматная доска Бжезинского, на которой и сегодня играют все, кому не лень, - это вовсе не тот критерий истины, предложенный когда-то философами древности: говорить о вещах в соответствии с тем, каковы они есть…

НАОБОРОТ, ДОСКА БЖЕЗИНСКОГО ПРЕДПОЛАГАЕТ ГОВОРИТЬ О ВЕЩАХ ИНАЧЕ, ЧЕМ ОНИ ЕСТЬ.Азербайджану, например, хочется говорить, что Карабах – это исконно древняя азербайджанская земля и что пушки его стреляют ради освобождения этих земель. То, что это вовсе и далеко не так, знают все, кому известно об Азербайджане все. Однако не всем по нраву такое знание, в котором критерий истины размыт политическими соображениями и шкурными интересами. Размытость же не позволяет говорить правду и расставить те самые точки над i.

Между тем от грохота пушек правда никуда не делась и не спряталась в траншеях от надвигающихся на нее танков. Напротив, в апрельской войне она подбивала эти самые танки и заглушала грохот пушек противника грохотом своей артиллерии. Когда же было принято решение об очередном перемирии, правда не только подбила итог соотношением потерь в живой силе и военной технике, а еще и восторжествовала над ложью армией принципов и убеждений. Одна из московских радиостанций даже провела своеобразный телефонный опрос по выявлению соотношения в этом самом апрельском противостоянии правды и лжи. И соотношение это, как и на поле брани, тоже было сокрушительным. Почти девяносто процентов россиян проголосовали за правду. Это и понятно, ибо правда всегда непоколебима, как скала.

Однако что с того?  Доска Бжезинского предполагает иной расклад между правдой и ложью. Расклад, всецело зависящий от сделки, которую заключают между ними вовсе не сторонники их или противники, а отстраненно-апатичные судьи геополитических игр, воображающие почему-то, что именно апатичность и отстраненность должны являться критерием истины в карабахском вопросе. То, что в геополитике такая сделка зачастую совершается за счет правды, ими в расчет не принимается. Мол, такова жизнь, которая творит судьбу. Мол, тоже ведь в своем роде сохранение возможностей.

При этом те же судьи ратуют за мир. И чуть ли не снова за дружбу, за братство  и прочий виртуально-химерический интернационал, который, уж коль скоро все играют на геополитической шахматной доске, попросту невозможен.

НО ТОГДА… К ЧЕРТУ ГЕОПОЛИТИКУ! УЖ ЕСЛИ И В САМОМ ДЕЛЕ ВЕРШИТЕЛИ судеб народных желают мира между враждующими сторонами. Мира полноценного, а не только для себя, как честно признался в одной из российских информационных передач ее ведущий. Хотя оно и понятно: кому же хочется, чтобы запылало вокруг собственного дома. Не ровен час и перекинуться может. Загасить начавшийся пожар – задача не из легких. Но это если ведрами таскать воду из колодца, а не шпарить по пламени брандспойтом сильными и надежными руками.

Геополитика – она и есть для данной темы ведро из колодца. Слишком мала вероятность тушения. Брандспойт же – это история. Как критерий истины. И как критерий будущего мира.  Наступит ли он когда-нибудь? Или все-таки геополитика с ее презренными умами задавит историю со всей ее разумностью говорить о вещах так, как они есть? Ситуация не простая.

И тем не менее разрешимая. Потому что если уж и история будет по известным причинам бессильна, то на смену ей должна прийти армия. Объединенная армянская армия. Профессиональная и добровольческая. И третьего не дано. Поскольку народ и армия едины. Как едина и задача их: остановить вконец турецко-азербайджанский тандем пантюркизма.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.