Накануне того дня, когда началась крупномасштабная война, развязанная Азербайджаном против Нагорного Карабаха, в Степанакерте, в Доме культуры и молодежи НКР открылась персональная выставка работ Владимира Аброяна. Одновременно с ней в Арцахе проходил первоапрельский праздник смеха. Посему сюда съехались армянские мастера эстрады – юмористы и пародисты, а также артисты кукольного театра, мимы и танцевальная группа. Вскоре праздник омрачился известием о происходящих событиях в зоне Карабаха. Владимир Аброян вспоминает:
Творческая биография известного карикатуриста, лауреата многочисленных международных конкурсов сатиры и юмора, Заслуженного художника РА Владимира Аброяна достаточно объемна: он публиковался в журнале «Возни», газетах «Коммунист», «Советакан Айастан», в таких изданиях и журналах бывшего Союза, как «Крокодил», «Неделя», «Огонек», «Смена», «Moscow News», «Литературная газета» и т.п. К тому же в советское время он представлял нашу республику: был членом комиссии по сатире при Союзе художников СССР.
- В Степанакерте мы выступили в Доме-интернате престарелых, затем в военной части МО НКР Мартунийского района. Я помню лица наших срочников, откровенно и весело реагирующих на представления ереванских актеров. Ребята так же живо рассматривали и подаренным им мои карикатуры… Через день кому-то из них, вероятно, было суждено погибнуть под обстрелом азеров…
- Неужели ничего тогда не предвещало беды?
- Во время разгара всеобщего веселья, я вдруг увидел группку солдат, которые, понурив головы, брели неподалеку от нас. Меня встревожила эта картина. Настроение этой безысходности очень быстро распространилось среди солдат. Но никто не давал никакой информации, не было никаких сообщений. И только на следующий день, 2 апреля, мы узнали, что Азербайджан предпринял открытое наступление и что по всей протяженности границы с Нагорным Карабахом ведутся бои. В Степанакерте не было никакой паники и отчаяния - почти физически ощущалась готовность к сопротивлению и противостоянию. Чувствовалось, что для арцахцев это было не новое состояние – поражала их готовность в любую минуту ринуться в бой. Воинский дух, похоже, привит там с младенческих лет. То же читалось и в лицах стариков… Мы покидали город, чувствуя и зная, что степанакертцы сумеют отразить любую атаку вероломных и трусливых соседей…
- Будучи одним из «остроядовитых иллюстраторов» отечественный прессы, Вы написали предостаточно карикатур на наших соседей. Все ли пускаете в печать?
- Бывает, карикатуры появляются неожиданные, что называется «в десятку», но я чувствую, что они еще не для печати. Я называю это моей личной нишей, куда откладываются рисунки на некоторое время. Многое в ней может быть еще невостребованным. Но придет время, и они «зазвучат» актуально, как никогда. Кстати, в советское время за крамольную карикатуру могли засадить за решетку, лет на десять. Тогда был прессинг цензуры и трудно было творить свободно и открыто. Эту цензуру я уже пережил. Сейчас я сам представляю цензуру всему, что выходит из-под моего пера.
- Какими качествами должен обладать карикатурист, чтобы всерьез заниматься этим жанром искусства?
- Должны быть ирония и здоровый цинизм. Но при этом следует знать, что сегодня можно выжить лишь благодаря вере в хорошее и доброму отношению к жизни. Через пережитое и выявляется смешное, не без критического отношения не только к окружающему, но и к себе. Такова сущность карикатуры. Вообще же, настоящая карикатура должна произвести эффект разорвавшейся бомбы.
- Можно ли выучиться на художника-карикатуриста?
- Нынче ни в Армении, ни в ближнем зарубежье нет специальных институтов карикатуры. Фактически, художнику приходится самостоятельно, чисто интуитивно, постигать и творить. Жизненный опыт, да и отношение к жизни решают многое. И самое главное – это чувство юмора. Оно либо есть, либо его и вовсе нет. Юмор сымитировать нельзя. Вот смотрю я по телевидению передачи и разные сериалы-комедии, призывающие к смеху, а мне не смешно. Наверное, это потому, что профессиональный карикатурист все видит несколько иначе, под иным углом. Он почти никогда не смеется. Но если вдруг его что-то заденет за живое, то тогда его уже ничем не остановить – карикатуры начнут размножаться как нейтроны в атомном реакторе. И тогда берегитесь те, кто заслуживает беспощадного и уничтожающего смеха над собой.