Немецкий сатирик Ян Бёмерманн стал звездой, пошутив над турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. Шутка обернулась международным скандалом, в котором поспешили поучаствовать все желающие. Писатель и журналист Игорь Мальцев — о том, как странно иногда себя ведут мировые лидеры.
На журнальных стендах Германии — обложка последнего выпуска Compact Magazin с портретом Ангелы Меркель в феске на фоне минаретов и надписью Merkel im Erdowahn (игра слов — что-то вроде «Меркель сбрендила на Эрдогане»). Это только верхушка айсберга общественного недовольства по поводу скандала с сатириком Яном Бёмерманном и реакции на него германского руководства.
Дело в том, что это уже не первый такой скандал — из-за сатирического ролика на Эрдогана на шоу Extra3 на ковёр уже вызывали посла Германии в Анкаре. Шоу Extra3 показывает сатиру на многих политиков — в том числе и на Владимира Путина. Но если из Кремля никогда не следует на такие вещи никакой реакции — сатира она и есть сатира, часть свободы слова и творческого выражения, то турецкое руководство крайне нервно реагирует на любое выступление журналистов, как своих собственных, так и зарубежных. Но если своих журналистов можно кидать в тюрьму, то в Европе такие вещи не проходят и остаётся устраивать истерику дипработникам.
И шоу Яна Бёмерманна на самом деле началось с обсуждения практики давления руководства Турции на немецких авторов-сатириков. И ведущий как вёл разговор о том, что пятая графа Конституции ФРГ защищает свободу слова и творчества. И о том, что это и есть те самые европейские ценности, которыми нельзя поступаться, да ещё и под давлением извне. И прочитал стишок — не шибко приличный, где были, например, такие слова: «Он хотел бы пинать курдов, бить христиан и при этом смотреть детское порно». Насколько я понимаю, это были самые приличные выражения в тексте.
И тут началось. Смотрит ли Эрдоган телеканал ZDF сам или ему донесли, но скандал разгорелся не на шутку. Для начала сам канал ZDF убрал эту передачу из онлайн-архива — судя по всему, тамошние телебоссы не совсем понимают, что такое интернет: выпиливай, не выпиливай — а ролик уже разошёлся по всему миру и на каждый роток не накинешь платок.
Более того, скандал привлёк к передаче, которая тут характеризуется как «ниже пояса», повышенное внимание. Его посмотрели в интернете миллионы людей. Руководство Турции обратилось в прокуратуру города Майнц с требованием наказать журналиста.
Ну, это вообще — потрясающе. Такое впечатление, что турецким топ-политикам больше заняться нечем, нежели обижаться на чужих журналистов на чужом телеканале.
Но всем бы было наплевать, если бы на стороне Эрдогана не начала играть фрау Меркель. И это потрясло немецкое общество, не привыкшее за последние лет семьдесят к такому проявлению подавления свободы слова. Собственно, она договорилась до того, что свобода слова и журналистики не может быть бесконечной. При этом всем стало понятно, что в отношении одних персонажей международной политики она может быть, а в отношении других — нет. И опять немецкому руководству поставили в пример страшных тоталитарных русских, которые никак не реагируют ни на какие, даже самые пошлые, шуточки в адрес своего лидера. Почему? Да потому что не по чину. Не по масштабу. Да и вообще — наплевать. Есть же отличная поговорка русская — на обиженных воду возят.
Вот пусть теперь Эрдоган и возит воду на себе — желательно, в засушливые области Сирии.
Но Меркель со своей политикой открытых дверей для беженцев уже второй раз ступает по тонкому льду. Сначала немецкое общество выразило крайнее недовольство миллионом приезжих, которых ещё надо содержать и давать им жильё на деньги налогоплательщиков. А после того как была выработана схема отправки беженцев обратно в Турцию и Анкаре были выделены деньги — и немалые — на этот процесс, руководство Германии должно выслушивать от каждого Эрдогана недовольство и возмущение. Потому что Меркель понимает, как хрупко и ненадёжно — все эти договорённости. По сути она оказалась в заложниках у Эрдогана, который в любой момент может взять свои слова обратно и начать пропускать толпы с Ближнего Востока. Или просто скажет, что эти миллиарды евро, которые ему дали, также из карманов налогоплательщиков Германии, — этого слишком мало и надо бы позолотить ручку ещё раз. И скорей всего, дело вовсе не в повышенной чувствительности турецких политиков. А в желании хоть за что-то зацепиться и выкрутить себе ещё денег.
А знаете, что говорит в пользу этой версии? В Германии огромная турецкая община. Они тут трудятся со времён восстановления Германии из заслуженных руин. Поколениями. И вот именно от общины не поступило ни жалоб, не видно и демонстраций в защиту Эрдогана и против немецкой свободы хихикать над политиками. Потому что им этот Эрдоган… ну, вы понимаете, до какого места.
В отличие от фрау Меркель, которая теперь «сходит с ума по Эрдогану».