На фото: разведчик А.Абрамян в госпитале
Разведчик, старший лейтенант А.Абрамян был ранен 4 апреля на северной границе. В настоящее время он проходит лечение в военном госпитале, за ним ухаживает жена. После ранения разведчик еще не встречался со своими двумя несовершеннолетними дочерьми. Офицер не хочет, чтобы дети видели его в таком состоянии. В беседе с Hetq.am он рассказал о последнем бое.
-Утром 4 апреля, за несколько часов до установления перемирия, я находился в самой горячей точке в Талыше, где азербайджанцы сосредоточили все свои силы. Мы поднялись наверх помочь своим солдатам. Тут начали бомбить, мы не успели спрятаться. В 3-4 метрах от меня упала бомба, я получил ранение. Меня доставили в госпиталь, но мне казалось, что я смог каким-то образом помочь остановить их продвижение. Через несколько часов пришло сообщение о перемирии.
-Что больше всего подействовало на вас во время последних боев?
-Я не представлял, что человек может так жестоко обращаться с трупом. Понятно, что ты убил врага, но отрезать после этого голову, вырывать глаз – это не укладывается в человеческом сознании. Не знаю, каким нелюдем нужно быть, чтобы подобным образом обращаться с телом погибшего. Я тоже военный, я тоже служу, и для меня азербайджанец – враг, которого я точно убью, если повстречаю его. Но я не представляю, как можно после убийства глумиться над трупом. Они, наверное, подвергшиеся мутации существа нового поколения, раз способны на такое. Невозможно описать словами то, что они творили. Это мусульмане в зверином обличьи, у которых нет ни веры, ни страха перед чем-либо. Мы на такое неспособны. Один из моих боевых товарищей убил азербайджанского солдата и в нервном напряжении продолжать стрелять в убитого. Я ему сказал: стреляй сколько хочешь, но не смей притрагиваться к нему пальцем.
-Что испытывает военнослужащий в тяжелые, напряженные минуты?
-Я думаю, что в подобных ситуациях любой человек испытывает страх. Нет человека, который бы не боялся. Если кто-то скажет, что он не боится, не верьте ему. Но очень важно, как ты психологически настраиваешь на преодоление страха. Ты всегда думаешь о том, что оставил в тылу. Думаешь о своих детях, о семье, о том, кто будет содержать твоих детей, если тебя не будет. Ведь родина начинается с семьи. Вместе с тем ты думаешь о том, что эти варвары, могут сделать с твоими детьми, если, не дай бог, ты не будешь сражаться, не остановишь их и они доберутся до твоего дома. А когда видишь, что твой боевой товарищ погиб рядом с стобой, то уже ни о чем не думаешь и говоришь себе: будь что будет.
В военном деле очень важно соблюдать осторожность. Если хочешь долго воевать с врагом, то нужно быть осторожным. В каком бы душевном состоянии ты ни был, ты обязан уметь собираться и совладать собой. Если человек перестает контролировать свои эмоции, он может начать допускать ошибки. А если ты командир, то тебе тем более нужно уметь управлять своим войском. Когда войско видит, что командир проявляет твердость, уверенно идет вперед и не теряет самообладания, то и в солдатах появляется уверенность в себе. Взаимодействие между командиром и его подчиненными должно сохраняться. Меня с поля боя вынесли и спасли мои солдаты. Они спасли мою жизнь, рискуя своими жизнями. Мне остается поправиться и вернуться к своему солдатам уже более умудренным. После всего того, что я увидел, я буду более осторожен.
Наши солдаты психологически очень стабильны, что и наводит ужас на азербайджанцев. У меня много солдат, и каждого нужно знать и понимать. Знать его плохие и хорошие стороны, потенциал, на что хорошое и на что плохое он способен. В тяжелые минуты, когда душевное состояние человека нарушается, могут проявляться как положительные, так и отрицательные стороны. Командир должен найти в солдате то качество, благодаря которому можно будет держать его под контролем, сдерживать.
Мои солдаты, которые сейчас находятся на передовой, каждый день справляются о моем здоровье, а я спрашиваю о них. Мы постоянно поддерживаем связь. Наши 18-летние солдаты доказали, что они настоящие мужчины, которые не боятся и не бегут с поля боя. Я видел, как они сражаются. И я горжусь этими молодыми ребятами.
Фото: Акоп Погосян