История с похоронами Деда Хасана напомнила мне две другие истории, связанные с ворами в законе.

Одну их них я помню. Зимой 1992-93 годов в московской тюрьме застрелили известного вора в законе Рафика Багдасаряна по кличе Сво. 


Та зима была одной из тяжелейших в постсоветской истории Армении. Из-за войны и энергетической блокады в Ереване почти не было света. Электричество включали на полтора-два часа в сутки, а отопления не было совсем. Ереван обогревался у печек-буржуек, которые топили всем, что попадется: стульями, шкафами, кроватями, деревьями из городских парков и собраниями сочинений Ленина.

И вдруг, кажется, это было в феврале, свет включили… И не выключали трое суток. Оказывается, это поработали азербайджанские «коллеги» Сво.

Вот как описывает этот эпизод Том де Ваал в книге «Черный сад».

“Тело Сво было отправлено домой в Ереван и погребено в самом престижном месте городского кладбища Тохмах. Советскому криминальному братству не было дела до межнационального конфликта, и старые товарищи Сво из Азербайджана решили прилететь в Ереван отдать последнюю дань уважения усопшему. Это был первый и единственный раз за первую половину девяностых годов, когда между Ереваном и Баку возобновилось воздушное сообщение. Кроме того, гангстерам удалось добиться возобновления поставок газа и электроэнергии из Азербайджана в Армению на те три дня, что они участвовали в похоронах и поминках. После того, как мафиозные гости разъехались, блокада была возобновлена, и на город вновь опустилась тьма”.

Второй эпизод был связан с Грузией и… с Испанией.

Было это на заре правления Михаила Саакашвили, объявившего войну ворам в законе. Грузинский телеканал «Рустави-2» передал сюжет о том, как испанская полиция «арестовала» 36 грузинских детей и не разрешает родителям видеться с ними. Показывали женщин, плачущих в Тбилиси и рассказывающих, что их детей и племянников отобрали у отцов и дядьев, заперли, и нет никакой надежды увидеть их снова.

Если это так, то это, конечно, было сенсацией. Я связался с корреспондентом в Испании и попросил выяснить ситуацию.

Корреспондент перезвонила мне через час.

-- Марк, вы грузин? – спросила она.
-- Нет, -- ответил я, -- армянин. А что?
-- Может, вы сможете перевести для меня одно грузинское слово?
-- Скажите, какое, если не смогу, то свяжусь с Тбилиси и это слово вам переведут.
-- Хорошо, -- сказала корреспондент в Мадриде, -- тут полиция прислала пресс-релиз, в котором есть грузинское слово…
-- Какое?
-- «Вор-в-заноке».

А когда я объяснил ей правильное произношение и значение термина, она рассказала мне всю историю.

И оказалось, что в Испании задержали не 36 детей, а двоих, и то потому, что всех родственников этих двоих детей, находившихся в Испании… арестовали. А арестовали их потому, что отец их был «вор-в-заноке». Причем арестовали не только его, а еще с дюжину «воров-в-заноке», организовавших в Испании целый бизнес.

Они основали строительную фирму. Работали у них их же родственники и односельчане. Мужчины строили дома и прокладывали дороги, а женщины готовили им ему и ухаживали за ними.

Жили они в «резиновых квартирах», главари платили им немного, но этого хватало для того, чтобы поддерживать существование в Испании и отсылать какие-то суммы домой. На эти деньги благоденствовали три деревни. А получавшие огромные прибыли главари вкладывали эти деньги в скупку за гроши обанкротившихся предприятий, чтобы потом получить за них страховку.

Денег было столько, что их в буквальном смысле некуда было девать. Главари купили десятки вилл, ездили на шикарных машинах, скупали драгоценности и произведения искусства.

Но в какой-то момент этому пришел конец. Их повязали в результате одной из крупнейших полицейских операций в Европе.

А детей отдали маме, приехавшей за ними в Испанию. 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.