В ближайшее время новое российское оружие продаваться Азербайджану, скорее всего, не будет. Но это ровным счетом не означает, что Россия откажется от попыток сделать все возможное, чтобы привязать Азербайджан к себе. Не упустить его как рынок оружия или как объект военно-политического влияния в сторону западных недругов Москвы. Эксперт по вопросам стран Центральной Азии Аркадий Дубнов отметил в беседе с Tert.am, что это реальная политика и просто необходимо смириться. Он сказал также о том, что в обострение карабахского конфликта заинтересован Азербайджан, который таким образом хочет достичь изменения статус-кво.   

- Министр обороны Армении Сейран Оганян заявил, что военные действия на линии соприкосновения ВС НКР и Азербайджана, длившиеся несколько дней, прекращены, по всей видимости, при вмешательстве Москвы. И договоренность о прекращении огня было достигнуто именно в России. Как это получилось?

 - Во-первых, я узнал о том, что перемирие достигнуто по вмешательству Москвы и на уровне переговоров между начальниками генеральных штабов двух стран при посредничестве россиян только на следующий день по сообщению армянских источников. Из этого сообщения мне стало понятно, что документа подписано не было. Я могу ошибаться, но в сообщении ничего не сказано о том, что военные с двух сторон поставили свои подписи под каким-то документом. То есть, очевидно, все выглядит так, что это устный документ, обязательства сторон по которому гарантированы Москвой. Это, конечно, хорошо, но этого не достаточно для того, чтобы это перемирие было работоспособным и не было сорванным в ближайшее время. Тем не менее, я надеюсь, что этого не случится, если не считать каких-то трагических перестрелок, и, к сожалению, оно принципиально не может быть долговременным и работоспособным до тех пор, пока в зоне конфликта не будут находиться международные наблюдатели, которые давно уже ушли оттуда, их правда было мало – 6 человек, но они уже покинули эту зону. А, во-вторых, это перемирие свидетельствует о том, что Россия имеет определенное влияние на Баку и на армянскую сторону и обе стороны, тем не менее заинтересованы в достижении какого-то перемирия на этом этапе, но не понятно это перемирие какую линию соприкосновению фиксирует, кто может считать себя стороной, скажем, достигшей какого-то успеха, кто, в общем, потерял что-то, я имею в виду территорию, высоты и так далее. Может быть это специально сделано, чтобы сохранить лицо каждой из сторон при дальнейших переговорах, и я не в праве настаивать на этом, очень хорошо, пусть будет так. Теперь необходимо обеспечить достаточно надежный дальнейший переговорный механизм. Я полагаю, что будет изменен формат Минской группы, если вообще она сохранится, поскольку Азербайджан был не доволен работой Минской группы, постоянной ставил ее под сомнение, не доверял ей. Возможно, в Баку захотят, чтобы в число сопредседателей вошла Турция, которая и так является членом этой группы, но не является сопредседателем. Может быть азербайджанцы захотят поменять Францию на Турцию, я не знаю. Но то, что одна из сторон гораздо больше не довольна Минской группой, чем другая, это очевидно. И, возможно Азербайджан ставит себе одной из главных целей изменить этот формат дальнейших мирных переговоров. В ближайшее время вряд ли станут известны детали относительно этих карабахских переговоров.

 - Армянское правительство твердит о том, что Карабах должен стать сторон переговоров. Как Вы думаете, реалистично ли это на данном этапе?

 - Если вы имеете в виду Бишкекский протокол, а не договор, то там я, честно говоря, не знаю, но думаю, что нет Карабаха в качестве стороны. Там есть армянская сторона.

 - Есть подпись Карабаха от 94 года

 - Может быть, я не спорю. Сейчас можно об этом просто упомянуть. Я разумеется не знаю, участвовала ли карабахская сторона в том, что произошло 5 апреля в Москве. Сообщений о том, что там участвовали начальники генштабов Армении и Азербайджана (или с армянской стороны), я не знаю. Тем более я не могу сказать будет ли участником переговоров на официальном уровне карабахская сторона. То есть, станет ли она стороной переговоров. Я не берусь об этом говорить.

 - Г-н Дубнов, Вы отметили о возможности изменения формата Минской группы, что в нее может войти Турция и т.д. Как Вы думаете, Россия поддержит вероятность подобных изменений?

 - Я полагаю, что, конечно, вряд ли на сегодняшнем этапе в интересах России допустить Турцию в качестве более активного игрока на поле карабахского процесса. Но мне кажется, что это пошло бы скорее на пользу процессу, потому что если одна из сторон не довольна форматом, то ожидание успеха от результатов переговоров в этом формате бессмысленны. Я думаю, что здесь армянская сторона должна вести себя достаточно конструктивно. Потому что, может быть это даст новое дыхание переговорам. В конце концов, может быть, это даже поможет России и Турции найти ключик решения своих двусторонних отношений на фоне карабахского конфликта.

 - Вы согласны с многочисленными заявлениями, в том числе из Россия, что за всем этим стоит Турция?

 - Я не знаю, но когда говорят, что кто-то стоит за этим, понимаете, за Арменией стоит Россия, поскольку Армения является членом ОДКБ, хотя последняя организация сегодня ни при делах в данном обострении по известным причинам. Но фраза «стоит» для меня ничего не говорит, если вы найдете свидетельства, что турки отдали приказ азербайджанскому генштабу или руководили военными турецкими на поле боя, то изменю свое мнение. Сегодня у меня нет такого рода информации.

 - Как Вы думаете, кому выгодна эта ситуация? Если России не выгодно, как твердят, сторонам не выгодно, кому же выгодно это все?

 - Я повторюсь и скажу, что в изменении формата переговоров по карабахскому регулированию в первую очередь заинтересован Азербайджан. В изменении существующего статус-кво в зоне конфликта заинтересован, в первую очередь, Азербайджан. Потому он является проигравшей стороной, он не может вернуть себя больше 20 лет «оккупированные» Арменией территории. А армянской стороне нет интереса менять статус-кво, она имеет надежные защиты внутри Карабаха, внутри Карабаха достаточно все стабильно, граница с Азербайджаном находится в контролируемом состоянии и с этой точки зрения именно Баку был заинтересован в обострении конфликта, чтобы изменить правила игры и статус-кво.

 - Россию критикуют за то, что она не придерживается своих обязательств, что она продает оружие Азербайджану. Хотя российская сторона постоянно утверждает, что это всего лишь бизнес и они контролируют баланс в регионе. Однако баланс уже нарушен. Что Вы думаете, Россия будет продолжать продавать оружие? Может эта стратегия будет изменена?

 - Я не очень понимаю вопрос, что Россия не соблюдает свои обязательства. Вы о чем говорите?

 - Обязательства стратегического партнера. Продажа вооружения Азербайджану - она действует не как стратегический партнер армянской стороны

 - Я спросил о том, какие обязательства России нарушены при продаже ею оружия Азербайджану. Я хочу спросить, какие обязательства имеются в виду, когда говорят, что Россия нарушила их, продавая свое оружие. Если вы не знаете, то я тем более не знаю, и как я могу отвечать на данный вопрос.

 - Но во всяком случае факт, что продается оружие. Как Вы думаете, что-то изменится в этом аспекте?

 - Если вы спрашиваете меня о том, станет ли это обострение конфликта обоснованием, чтобы Россия перестала продавать оружие Азербайджану, то я могу высказать свое мнение. Я думаю, что в ближайшее время новое российское оружие продаваться Азербайджану, скорее всего, не будет. Но это ровным счетом не означает, что Россия откажется от попыток сделать все возможное, чтобы привязать Азербайджан к себе. Не упустить его как рынок оружия или как объект военно-политического влияния в сторону западных недругов Москвы. Это геополитика, здесь, очевидно, приходится мириться с этим. Я не могу сказать, что этот фактор способствовал миру или стабильности в регионе, но это реальность.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.