Ситуация  в зоне карабахского конфликта в определённой степени стабилизировалась. Нагорно-Карабахская Республика (НКР) и Азербайджан объявили во вторник о прекращении боевых действий.

Длившиеся четыре дня бои в зоне конфликта показали, что даже с применением почти всего своего военного арсенала (не были использованы лишь боевые самолеты и тактические ракетные комплексы), азербайджанской армии не удалось достичь каких -либо серьезных успехов. Огромные потери за несколько боевых постов первой линии обороны, это явно не то, на что рассчитывали азербайджанские власти, начиная эту эскалацию.

Однако самым важным вопросом сейчас является то, к каким развитиям в переговорном процессе и раскладу сил в регионе приведет последняя эскалация. Она также поставила серьезные вопросы о жизнеспособности и наличии единства в рядах двух инициированных Россией объединений – Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и ОДКБ.

Минск забыл об ОДКБ

Союзники Армении по ОДКБ и ЕАЭС заняли, мягко говоря, довольно странную позицию во время последнего обострения. Так, президент Белоруссии Александр Лукашенко вместо того, чтобы узнать о ситуации в зоне конфликта от президента союзной Армении, решил по этому вопросу позвонить президенту Азербайджана.

О том, что этот звонок был неслучаен, свидетельствовало сделанное в тот же день заявление МИД Белоруссии, в котором, в частности, отмечается, что Минск выступает за мирное разрешение конфликта в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, прежде всего, на основе соблюдения и обеспечения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ государств, а также соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН и решений ОБСЕ.

На следующий день в МИД Армении был приглашен посол Беларуси в Ереване Игорь Назарук, которому замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян выразил глубокое недоумение армянской стороны в связи с рядом положений, нашедших отражение в распространённом 2 апреля 2016 года заявлении министерства иностранных дел Республики Беларусь в связи с событиями вокруг Нагорного Карабаха.

Результатом работы армянских дипломатов стало то, что Минск в определенной степени скорректировал свой подход к урегулированию карабахской проблемы, заявив, что ключевая позиция, из которой исходит белорусская сторона, – это четкий призыв воздерживаться от применения силы или угрозы силой в международных отношениях, как это отражено в Уставе ООН и иных авторитетных международно-правовых документах.

Тюркский лоббист

И если действия Минска, при всех его тесных связях с Азербайджаном можно было расценить как неприятный сюрприз, то проазербайджанская позиция Казахстана была ожидаема. Ведь Астана многие годы выступает в качестве лоббиста интересов Азербайджана и Турции в ОДКБ и ЕАЭС.

И не случайно, что заседание Евразийского межправительственного совета, которое должно было пройти 8 апреля в Ереване, было перенесено на 13 апреля в Москву по инициативе председательствующего в ЕАЭС Казахстана.

Причем по довольно странной причине – дабы визит в Ереван глав правительств стран ЕАЭС не был расценен как поддержка одной из сторон карабахского конфликта.

Но какое отношение может иметь карабахский конфликт к заседанию одного из органов экономического союза уже заранее намеченному, так никто и не объяснил. И хотя официальной причиной переноса даты и места заседания были названы ‘технические причины”, однако подобное обоснования еще больше убедило общественность, что причины переноса чисто политические.

Российское ружье на азербайджанской стене

То, что на Астану, Минск - партнерам по ОДКБ и ЕАЭС -  Еревану не стоит надеяться, в Армении знали давно. Для Еревана ОДКБ и ЕАЭС являются своеобразным форматом отношений с Москвой, и членство в двух объединениях обусловлено исключительно российским фактором.

Однако нежелание российской стороны высказать хотя бы минимальную политическую поддержку своему единственному союзнику в регионе стало довольно неприятным сюрпризом. Особенно на фоне того, что находящаяся в конфликте с РФ Турция открыто высказала поддержку агрессивным действиям своего союзника – Азербайджана.

Даже предстоящий визит премьер-министра России Дмитрия Медведева в Ереван, призванный подсластить для армянской стороны горькую пилюлю отмены заседания межправительственного совета, никак не впечатлил армянское общество. Ведь вслед за Ереваном Медведев намерен посетить Баку, дабы Ильхам Алиев случайно не почувствовал себя ущемлённым.

Однако армянские власти и общество сейчас больше волнуют не дипломатические потуги России по демонстрированию своей равноудаленности от Армении и Азербайджана.

Армению интересует другой вопрос - изменится ли российская политика в регионе? Осознаёт ли российское руководство ошибочность продаж крупных партий наступательного оружия стране, которая открыто демонстрирует, что покупается оно для войны с союзником России.

Апрельские события показали полную несостоятельность утверждений российской стороны, что с помощью этих поставок она получает возможность контролировать действия Баку, и что Еревану нечего опасаться. На деле же получилось, если перефразировать Чехова - висевшее на стене ружьё (читай, поставленное РФ Азербайджану оружие) - выстрелило.

Притом, что Россия ничего существенного не получала в обмен на нарушение своих союзнических обязательств: Азербайджан по-прежнему остается важнейшим участником всех западных энергетических проектов, призванных ослабить зависимость Европы от российских энергоресурсов. Там даже не задумываются о том, чтобы войти в орбиту российского влияния или начать более тесное сотрудничество с Москвой в экономической или политической сферах.

А на фоне  российско-турецкого обострения отношений ситуация выглядит ещё более абсурдной - Россия вооружает союзника Турции против своего союзника.

Поэтому, как считают эксперты, России рано или поздно придется  сделать выбор между Арменией и Азербайджаном, в том числе, учитывая свои достаточно напряженные и ухудшающиеся отношения  с Турцией.

Как отметил в этой связи армянский политолог, руководитель департамента политических исследований Института Кавказа Сергей Минасян, России, которая  пытается остаться в стороне на данном этапе карабахского конфликта,  каким-то образом быть посередине, влиять на обе стороны, воздерживаться от прямого вовлечения в нагорно-карабахский конфликт на стороне армян.

"Вряд ли ей удастся договориться с Турцией за счет Карабаха. Для России, стремящейся сохранить Азербайджан и Армению в векторе своего военно-политического  влияния, как бы не обернулось все наоборот, и она не потеряла бы и Армению, и Азербайджан", - сказал  Минасян в интервью агентству "Новости-Армения".

Надо отметить, что, если российские власти сохраняют молчание, то парламентарии и экспертное сообщество заняли довольно четкую позицию, прямо обвинив в эскалации Баку и призывая к более активной поддержке российского союзника.

К примеру, первый зампредседателя комитета по обороне и безопасности СовфедаФранц Клинцевич в прямом эфире радиостанции "Говорит Москва" заявил, что РФ не устраивает, как Азербайджана использует закупленное российское оружие. И Москва вправе об этом сказать, потребовать и сделать определённое давление. Или даже прекратить продажи оружия Азербайджану, если не будет прекращена эскалация и вооружённый конфликт.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.