Судя по назначениям в штабе Трампа, ему пока не удается привлечь в свою команду представителей республиканской элиты
После убедительной победы на праймериз в Аризоне штаб республиканца Дональда Трампа объявил имена его советников по внешнеполитическим вопросам: Джозеф Шмиц, Кит Келлог, Картер Пейдж, Джордж Пападопулос и Валид Фарес. Американские эксперты полагают, что это связано с усилившимся давлением со стороны партийного руководства. Действительно, бывшие высокопоставленные республиканцы и нынешние конкуренты сенаторы Тед Круз и губернатор Огайо Джон Кейсик отмечают, что Трамп не имеет никакого представления о внешней политике и национальной безопасности. Критика системных республиканцев отразилась на популярности Дональда Трампа: последние данные опросов Fox News показывают, что его рейтинг снизился на шесть позиций.
Кандидаты с серьезными намерениями попасть в Белый дом не «играются» с таким важным компонентом, как внешняя политика.
Нынешний президент Обама, будучи кандидатом в 2008 году, набрал команду известных и уважаемых специалистов. Аналогичным образом поступили Тед Круз и Джон Кейсик. Однако Трамп, пишет аналитик из Института Брукингса Майкл ОХэнлон, окружил себя неоднозначными людьми без серьезного опыта.
Одним из помощников Трампа оказался Джозеф Шмиц, бывший генерал-инспектор Министерства обороны, который был замешан в коррупционном скандале и отстранен от работы. Его обвиняли в незаконном лоббировании интересов частной военной компании Blackwater. В отчетах юридического комитета Сената отмечалось, что Шмиц нарушил обязательные процедурные нормы, предусмотренные законом о регулировании лоббистской деятельности. Кроме того, сенатский комитет по вооруженным силам начал расследование по статье «военная халатность и преднамеренное укрывательство фактов». Представители Демократической партии считали, что Пентагон в лице Шмица преднамеренно игнорировал жалобы женщин-военнослужащих в сексуальных домогательствах со стороны сослуживцев мужского пола. Примечательно, что после отставки Шмиц получил руководящий пост в Blackwater, а затем в Prince Group. Серьезный вред его репутации нанесло заявление о личной дружбе с основателем Blackwater Эриком Принсем, который также был фигурантом в коррупционном деле.
Простые и понятные идеи Шмица уже нашли отражение в выступлениях Трампа по вопросам национальной безопасности.
Во-первых, необходимо усилить военную мощь и боевую готовность США. Во-вторых, государство должно уважать и поддерживать американских военнослужащих и ветеранов. В-третьих, особое внимание надо уделить союзническим обязательствам страны.
Другой советник Трампа — Валид Фарес — известен тем, что курировал внешнеполитическое направление в предвыборном штабе Митта Ромни в 2012 году. В отличие от Шмица Фареса воспринимают как серьезного специалиста и автора многих научных работ по вопросам национальной безопасности. Кроме того, он считается крупнейшим экспертом по политическим процессам на Ближнем Востоке. Казалось бы, Трамп нанял настоящего профессионала, способного научить его трезвым внешнеполитическим оценкам. Однако эксперты Amnesty International считают, что в 1980-х годах Фарес был тесно связан с радикальными христианскими движениями Ливана, которые обвинялись в убийствах палестинских беженцев.
Влияние Фареса четко проявляется в риторике Дональда Трампа, заявившего, что США должны переждать конфликт в Сирии и позволить армии Башара Асада вести войну с боевикам ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация). На следующий день после терактов в Брюсселе Трамп поставил под сомнение полезность НАТО как союза. Кроме того, республиканский кандидат отметил, что Америка «платит слишком много» за безопасность Европы.
Кит Келлог не считается экспертом в изучении и анализе стратегических угроз. Он воевал во Вьетнаме и Ираке, руководил программами по борьбе с кибертерроризмом. Келлог призван обеспечить Трампа поддержкой ветеранов, которые пока отдают предпочтение Теду Крузу. Стоит отметить, что кандидатуру Келлога мог предложить Шмиц, с которым они долгое время работали на Blackwater. О политических взглядах Келлога известно очень мало. Из немногочисленных публикаций и интервью можно выявить его пренебрежительное отношение к президенту Бараку Обаме, которого из-за слабости «не уважает президент России Владимир Путин».
Последние два советника — Джордж Пападопулос и Картер Пейдж — темные лошадки. Какое-то время Пападопулос был сотрудником института Хадсона — консервативного внешнеполитического мозгового центра. Долгое время он работал в Великобритании, где представлял интересы американского энергетического лобби. А вот основателя консалтинговой фирмы Global Energy Capital Картера Пейджа преследует «слава» пророссийского лоббиста в Вашингтоне. Газета The Washington Post отмечает, что Пейдж регулярно критикует США за «разжигание» Майдана на Украине и обвиняет НАТО в росте международной напряженности. Вполне вероятно, что позиция Пейджа повлияла на высокую оценку лидерских качеств Путина со стороны республиканца.
Раскрывая список своих помощников и советников, Дональд Трамп рассчитывал покончить с разговорами о своей внешнеполитической некомпетентности. Однако эффект получился обратным, и вопросов к Трампу стало еще больше.