Убийство председателя правления Международного лезгинского национального движения “Садвал” Назима Гаджиева в Махачкале следует рассматривать в контексте геополитических процессов южнокавказского региона и всего, так называемого, Большого Ближнего Востока. На протяжении многих лет лучшие представители коренных народов Азербайджана стремились превратить лезгинский, аварский и талышский вопрос в важный фактор региональной политики. Для решения этой задачи они использовали практически все возможные международные площадки. В результате их усилий о проблемах и стремлениях коренных народов Азербайджана услышал весь мир. Публикации на эту тему сегодня можно встретить практически во всех серьезных изданиях. Лидеры талышей, аварцев и лезгин активно сотрудничают со всеми заинтересованными в данном вопросе силами, учреждают институты и исследовательские центры, различные патриотические организации и т.д. Стоит ли после всего этого удивляться тому факту, что наиболее активные из них подвергаются различным гонениям, вплоть до физического устранения?
Внутриполитические развития последних месяцев в Азербайджане свидетельствуют о том, что в лице коренных народов и религиозных течений республики клан Алиевых узрел новую - более актуальную на сегодняшний день угрозу для их правления. Данные опасения у команды Ильхама Алиева особо усилились после известных событий в поселке Нардаран. Именно тогда власти Азербайджана поняли, что не уследили за этнополитическими и религиозными процессами в стране.
Особых забот правящему режиму Азербайджана прибавил также любвеобильный визит Алиева в Турцию. Именно в Анкаре Ильхаму Алиеву дали понять какое воздействие могут иметь национальные меньшинства на судьбы государств. Примеры Турции, Ирака и Сирии не могли не взбудоражить впечатлительную душу главы Азербайджана. Ведь прошло немного времени с тех пор, как самые высокие чины Соединенных Штатов сравнивали власть в Азербайджане с диктаторскими режимами Ближнего Востока. А это, в понимании Ильхама Алиева, может значить лишь одно - надо готовиться к “азербайджанской весне”.
В принципе, о том, что не все ладно в датском королевстве Алиев понял задолго до турецкого визита. Перестановки последних двух лет в силовых структурах республики должны были решить именно эту проблему. Одна та возможность, что засидевшие на руководящих постах генералы могли обрасти влиятельными связями за пределами Азербайджана, а также стать самостоятельными игроками внутри республики, не давала покоя алиевскому режиму. В этих условиях главной задачей президетна Алиева стала замена коррумпированных Сафара Абиева и Эльдара Махмудова новыми деятелями-подхалимами. Разумеется, замены быстро нашлись - таких кадров в Азербайджане пруд пруди. Но на этом проблемы Алиевых, конечно, не кончились - сначала страну настиг финансовый кризис, а потом и вся экономика республики оказалась в коллапсе.
Естественно, в такой ситуации клан Алиевых должен был задуматься о тех опасностях, которые угрожают или же могут угрожать их правлению. Одним из таких факторов был назван национализм коренных народов Азербайджана. Именно в этом вопросе шанс проявить свою низкую сущность получил новоназначенный глава службы государственной безопасности Мадат Гулиев. Его ведомство, в сотрудничестве со службой внешней разведки Азербайджана, организовал убийство председателя правления Международного лезгинского национального движения “Садвал” Назима Гаджиева.
Как уже было отмечено в начале статьи, это политическое убийство стало результатом всех тех процессов, которые происходят как внутри Азербайджана, так и в горячих регионах Ближнего Востока и Турции. Вернее, это результат анализа и оценки спецслужб Азербайджана вышеуказанных процессов. Это война, которую официальный Баку объявил лезгинам, аварцам и талышам Азербайджана. И если представители данных народов не смогут адекватно оценить ситуацию, то можно совершенно уверенно утверждать, что подобные убийства будут совершаться и в будущем. Точно так, как это было в прошлом. Ведь не зря в прицеле ведомства Гулиева оказался Назим Гаджиев; после убийства Руслана Магомедрагимова в прошлом году, для полного ослабления лезгинского национального движения “Садвал” они должны были нейтрализовать именно его. Другим лезгинским организациям, утверждающим мол Н. Гаджиев не занимался активной деятельностью, следовало бы задуматься об этом. Хотя бы исходя из соображений собственной безопасности…
Диктаторский режим клана Алиевых перешел на режим самосохранения. Новые политические реалии региона не дают им иной возможности, кроме как уничтожать все те факторы, которые угрожают их интересам в Азербайджане. Р. Магомерагимов и Н. Гаджиев стали жертвами именно этой политики Алиева. А это, как минимум, свидетельствует о том, что лезгинское национальное движение стало важным фактором политических процессов Южного Кавказа. Это именно то, к чему стремились покойные ныне лидеры двжения "Садвал". Это достижение, от которого лезгинский народ не имеет право отказываться. Если, конечно, он действительно хочет быть независимым и самодостаточным.