Террористический тандем: Эрдоган и Алиев формируют собственную террористическую сетьВ турецком городе Конья проходят совместные турецко-азербайджанские летно-тактические учения “TURAZ Şahini 2016”. Согласно сценарию учений, пилоты ВВС Турции и Азербайджана на истребителях F-16 “провели операцию по уничтожению местонахождения условных террористов”. По сообщению Минобороны Азербайджана, “условные террористы и места их базирования были уничтожены”. Учения продолжаются. Остается только понять, с кем именно “воюют” Баку и Анкара, точнее, кого они подразумевают, говоря об “условных террористах”.

Это, разумеется, не признанная международным злом террористическая организация “Исламское государство” (ИГ), которая терроризирует страны уже не только Ближнего Востока, но и Африки, Европы, Центральной и Средней Азии, а также Россию и США, но более чем успешно сотрудничает с Турцией и Азербайджаном. И не “Джабхат ан-Нусра”, по поводу включения которой в международный список террористических организаций турецкий лидер Реджеп Эрдоган, крайне раздраженный отказом России и США признать террористической Рабочую партию Курдистана, недоуменно воскликнул: “Почему вы считаете воюющую с ИГ “Ан-Нусру” плохой?”

Конечно же, для имеющих давние и прочные связи с международным террористическим интернационалом Анкары и Баку совершенно неважно, что “Джабхат ан-Нусра” является сирийским военизированным крылом международной террористической сети “Аль-Каида”. По словам директора Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семена Багдасарова, по решению лидера сети “Аль-Каида” Аймана аз-Завахири, именно “Джабхат ан-Нусра”, а не ИГ должно было стать представителем “Аль-Каиды” в Сирии, после чего ИГ и разорвало отношения с “Аль-Каидой”. Важно, однако, что именно в Турции, по данным Багдасарова, базируется основной центр управления боевиками “Джабхат ан-Нусры”. Косвенно это подтвержают сообщения СМИ о том, что оттесненные к границе с Турцией боевики перешли границу и скрылись где-то на территории Турции.

“Джабхат ан-Нусра” в Сирии курирует Турция, а именно — турецкая национальная разведка, это их детище, — сообщил nation-news.ru Багдасаров. — У них базы на территории Турции, все снабжение, транспорт и логистика базируются на турецкой основе. И главный их покровитель — президент Турции Эрдоган… …“Джабхат ан-Нусра” воюет — и будет воевать до тех пор, пока они базируются на турецкой территории”.

И именно “Джабхат ан-Нусра” по заявлению Кремля о выводе основного военного контингента с территории Сирии заявила о подготовке нового наступления в Сирии. “Очевидно, что Россия потерпела поражение, и в течение 48 часов “Джабхат ан-Нусра” начнет наступление в Сирии”, — заявил один из лидеров джихадистов AFP, отметив, что “без российских авиаударов мы бы давно были в Латакии”.

Кого в Анкаре и в Баку считают террористами, понять несложно. Для Турции это курды, против которых Эрдоган под видом антитеррористической операции развернул натуральные военные действия на юго-востоке страны. Для Азербайджана — армяне, Армения и Арцах, против которых Алиев уже не один год мечтает под ширмой антитеррора вновь применить военную силу, но никак не решится в отсутствие поддержки этой авантюрной идеи со стороны лидеров мировых держав. Курдско-армянский фактор действует на Эрдогана и Алиева, как красная тряпка на быка. Одной из основных целей Турции в Сирии было уничтожение древнейшей армянской общины Сирии, которая была самым многочисленным (свыше 100 тысяч человек) христианским меньшинством этой страны и одним из центров диаспоральной культуры. По словам директора Института востоковедения Национальной Академии наук Армении Рубена Сафрастяна, армяне Сирии, а также Ливана — это прямые потомки жертв Геноцида армян 1915−1924 годов, живые носители армянской идеи и непримиримые борцы за признание Турцией Геноцида армян. И действия режима Эрдогана в Сирии — это решение стратегической для Анкары задачи избавления от ближневосточных армян, хранителей памяти о геноциде. Ну, а официальный Баку в лице Ильхама Алиева четко продолжает антиармянскую политику турецко-азербайджанских режимов всех мастей, начиная от жесточайших армянских погромов в начале ХХ века и кончая геноцидом армян в Азербайджане в 1988-1990гг., продолжающимся по сей день уничтожением армянских культурно-исторических памятников и героизацией бандитов, обагривших руки армянской кровью. Понятно, что Эрдоган и Алиев не упускают случая использовать армянский и курдский вопросы в собственных целях. Если изначально в организации терактов в Анкаре 17 февраля и 13 марта турецкие власти обвинили Рабочую партию Курдистана, то в ходе визита Алиева в Турцию 15 марта там зазвучали заявления о том, что за этими терактами “могут стоять определенные силы в России и Армении”, мол, “оба теракта в Анкаре произошли перед визитом президента Эрдогана в Баку, кто-то не желает сближения Анкары и Баку”, а в России еще и “обеспокоены реализацией газопровода TANAP, который станет альтернативой российским проектам в Европе”.

Мало того, Эрдоган после последнего теракта в Анкаре решил “значительно расширить толкование термина “терроризм”. В частности, по его словам, нет разницы между тем, кто использует оружие, и тем, кто использует свое положение. По сообщениям СМИ, президент Турции прямо назвал в этом контексте журналистов, юристов и активистов различных организаций. Это в ответ на критику европейских лидеров Анкары за ситуацию с правами человека в Турции. Эрдоган и Алиев в этом плане просто близнецы-братья — отвечают на критику новыми преследованиями, арестами, пытками и даже убийствами инакомыслящих.

Говорить с Анкарой и Баку на принятом в цивилизованном мире языке, судя по всему, бессмысленно. И с выводом российских войск из Сирии в поведении Турции вряд ли что-то изменится. Анкара продолжает наносить удары по позициям курдского ополчения в Сирии, торпедировать участие курдов в межсирийском диалоге, препятствуя урегулированию как таковому. Министр иностранных дел РФ Сегей Лавров, выступая на пресс-конференции по итогам переговоров с главой МИД Египта Самехом Шукри, отметил, что обвинившая курдов в теракте в Анкаре Турция использует его для оправдания продолжающихся обстрелов позиций курдов в Сирии и Ираке. “Действия Турции подрывают усилия по мирному урегулированию в Сирии, которые предпринимаются в том числе с одобрения Совета безопасности ООН — и по вопросам перемирия, и по вопросам доставки гуманитарных грузов, и по вопросам начала политического процесса”, — подчеркнул Сергей Лавров. Он призвал мировое сообщество отреагировать на сложившуюся ситуацию, отметив при этом, что Турция нарушает суверенитет и территориальную целостность Ирака и Сирии.

Сирийские курды ответили блокирующей их участие в переговорах Турции демаршем, объявив о намерении ввести самоуправление на контролируемой ими территории Сирийского Курдистана на севере страны. Они провели 16 марта учредительный съезд региональной курдско-арабской администрации Северной Сирии под девизом “Демократическая федеративная Сирия — гарантия совместной жизни и братства народов”, в котором, согласно изданию “Коммерсант”, приняли участие более 200 делегатов, включая как самих курдов, так и представителей других народов, живущих на контролируемой ими территории, — арабов, ассирийцев, туркменов, армян.

По итогам съезда Высший курдский совет принял решение перейти к самоуправлению трех курдских кантонов на севере страны на основе принципа демократического федерализма (по замыслу идеологов курдского самоопределения эти области получат название Федерация Северной Сирии).

Хотя представители курдов заявляют, что провозглашение ими федерализации вовсе не означает отделения Курдистана от Сирии, однако этот демарш вызвал недовольство участников межсирийских переговоров, в первую очередь, Сирии. Глава делегации сирийского правительства в Женеве Башар аль-Джафари заявил, что обсуждение вопроса о федерализации повесткой женевских переговоров не предусмотрено и что попытки курдов расколоть Сирию закончатся провалом. Против курдской инициативы выступил и координатор оппозиционного Высшего комитета по переговорам Рияд Хиджаб.

На этом фоне Москва призвала как можно скорее вовлечь курдов, одного из ключевых игроков в сирийском урегулировании, в переговорный процесс в Женеве, отметив, что по мере прогресса в Женеве этот аспект будет становиться все более острым, к ожидаемому неудовольствию Турции.

Реакции Анкары на момент написания материала еще не было. Но криминальный авторитет Седап Пекерн, входящий в ближайшее окружение президента Турции, на своем личном сайте сделал запись, призывающую осуществить террористические акты в Москве. Как пишет турецкая Cumhuriyet, Пекерн, известный целым рядом скандальных заявлений, в своей записи отметил, что Турция должна ответить России за разрешение сирийским курдам открыть в Москве свое представительство. “Турецкая разведка должна обучить все чеченские группировки с целью их подготовки к террористическим атакам и организовать с их помощью крупные взрывы в сердце Москвы”, — написал Пекерн.

Так с какими террористами намерены “бороться” террористические Анкара и Баку, сами, по сути, сформировавшие натуральный террористический тандем?..

Гаяне Мовсесян

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.