Порошенко просит у Анкары признания «геноцида» крымских татар
В среду, 9 марта, президент Украины Петр Порошенко прибыл в Турцию в рамках двухдневного визита. Сообщается, что в этой поездке его сопровождают лидеры нелегального «меджлиса», Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров.
Первый день визита уже принес несколько громких заявлений. В ходе встречи с премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу Порошенко предложил использовать украинские подземные хранилища для хранения турецкого газа.
Однако на встрече с турецкими чиновниками речь шла не только об экономике, но и о политике, в частности, о России и Крыме. Характерно, что Джемилев и Чубаров были допущены на встречу Порошенко с главой турецкого парламента, которая проходила в формате «узкого круга». По итогам переговоров Порошенко объявил о «координации усилий относительно возвращения украинского суверенитета в Крым».
Мустафа Джемилев рассказал о том, что Порошенко призвал турецкий парламент признать факт высылки крымских татар во время Великой Отечественной войны в 1944-м году геноцидом.
Напомним, в ноябре 2015 года Верховная Рада приняла постановление о признании геноцидом высылки крымских татар с полуострова во время Великой Отечественной войны. 18 мая отмечается «день памяти жертв геноцида».
— Украина является для Турции традиционным рынком, — напоминает политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— Учитывая нелёгкое положение украинской экономики на сегодняшний день, трудно говорить о перспективах серьёзного расширения турецкого присутствия на украинском рынке. Трудно представить, что украинцы станут с большим энтузиазмом, чем при Януковиче, потреблять турецкие фрукты.
Турция и Украина, конечно, не смогут заменить друг другу потерю российского рынка, а бизнес обеих стран будет ждать нормализации отношений с Россией, хотя бы в сфере торговли.
«СП»: — А как насчет предложения Киева предоставить свои хранилища для турецкого газа? Можно ли ожидать принятия решения о строительстве альтернативного Турецкому и Южному потоку газопровода?
— Решение о глобальных стройках, связанных с транспортировкой углеводородов, требует длительной подготовки с участием всех заинтересованных сторон. Вряд ли это вопрос двусторонних украинско-турецких отношений. Кроме того, если предположить строительство альтернативного газопровода из Азербайджана и Ирана через Турцию в Европу, то не совсем понятно, где в этом месте Украина и как она сможет в этом проекте поучаствовать.
«СП»: — Будет ли Эрдоган и дальше спонсировать «меджлисовцев»? Может ли официальный Киев рассчитывать на финансовую помощь Анкары на фоне пробуксовки с кредитом МВФ? Если да, с какой целью и под что Турция может дать деньги?
— Поддержка «меджлисовцев», как и в целом протурецких движений на постсоветском пространстве — в приоритетах внешней политики Анкары. С изменением статуса Крыма поддержка «междлиса», несмотря на отсутствие его лидеров на полуострова, вряд ли уменьшится.
Финансовая же поддержка Киева — другой вопрос, и здесь ответ будет скорее отрицательным. В настоящее время турецкое руководство успешно ведёт переговоры о получении от ЕС существенной финансовой помощи на, если называть вещи своими именами, восстановление нормального контроля собственных западных границ. Вряд ли у Анкары есть необходимость тратить часть этих самых средств на поддержку малостабильной Украины. Другое дело — lip service, то есть заверение своих партнёров в дружбе и сотрудничестве.
«СП»: — Стоит ли ждать каких-либо очередных провокаций против Крыма? Например, Порошенко предложил Анкаре признать «геноцид» крымских татар. Пойдет ли на это Эрдоган?
— Провокации против Крыма продолжатся. За это, собственно, получает деньги руководство «междлиса» и его боевики. Также Джемилёв и Чубаров вместе с украинским официозом будут продолжать выступать на международных площадках, рассказывая миру о всё новых и новых нарушениях крымских татар на полуострове, о которых сами жители Крыма и не догадываются.
Признание «геноцида» крымских татар Эрдоганом будет похоже на попытку выбить незапертую дверь. Ведь одним из первых указов, подписанных президентом Путиным в отношении Крыма, стал именно указ о реабилитации крымско-татарского и других народов полуострова, считающихся пострадавшими в ходе послевоенных сталинских репрессий.
— Джемилёв и Чубаров — враги России, — напоминает обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Ищенко.
— И будут таковыми, даже если вдруг сменят национальность, станут маврами или готтентотами. Поскольку поехал встречаться враг России Порошенко с врагом России Эрдоганом, вполне логично присутствие там Джемилёва и Чубарова.
«СП»: — А в чем они могут взаимодействовать против России?
— Во всём, до чего руки дойдут. У них ситуация критическая. Каждому из них необходимо воевать против России. Вырваться из этой ситуации они могут только за счёт России. Поэтому гадить будут везде, где только можно.
«СП»: — Перемирие в Сирии как-то отразилось на позиции Турции? Можно ли в обозримом будущем говорить о восстановлении отношений наших стран?
— Позиция Турции серьёзно ухудшилась. У неё пропал легитимный повод для вторжения в Сирию. В то же время происходит эскалация противостояния правительства Эрдогана с турецкими курдами, которое уже достигло масштабов гражданской войны. В результате авантюрной политики Эрдогана война пришла на турецкую землю. Стране грозит раскол. Что же до отношений, то в перспективе любые отношения восстанавливаются. Надо только понимать, с кем и когда мы их будем восстанавливать.
— Присутствие в украинской делегации Джемилева и Чубарова предназначено усилить украинские позиции на переговорах в Турции, — уверен политолог-кавказовед Андрей Епифанцев.
— Киев сейчас усиленно подает себя как защитника крымских татар, которые, якобы, пострадали от перехода Крыма под российскую юрисдикцию и в этом отношении находит поддержку у турецких властей, для которых крымские татары являются близким и в какой-то мере исторически даже «подопечным» народом. Оба государства сейчас нашли общие цели на антироссийской платформе и поэтому Украина ожидает, что Турция предоставит ей различного рода помощь, что будет использовано ею в антироссийских целях. В частности, кроме экономической помощи речь идет о вооружении одного или нескольких батальонов крымских татар, которые должны устраивать блокаду Крымского полуострова.
Видимо, присутствие Джемилева и Чубарова должно убедить турецкие власти в том, что интересы Киева и крымских татар совпадают и заставить их раскошелиться на выделение помощи.
«СП»: — Год назад Эрдоган резко критиковал Путина за визит в Ереван и признание геноцида армян. Тогда все ограничилось словами. Сегодня Порошенко попросил главу турецкого парламента признать «геноцид» крымских татар. Пойдет ли на это Анкара?
— Теоретически, нельзя исключать, что Анкара сейчас признает депортацию крымских татар 1944 года геноцидом. Политическая обстановка этому способствует, что объясняется как общим кризисом в российско-турецких отношениях и желанием насолить России, так и глубочайшим раздражением Анкары по поводу позиции Москвы относительно резни армян в Оттоманской империи 100 лет назад, которую российская Дума признала геноцидом.
Другое дело, что простого признания какого-либо события геноцидом мало. Важно, может ли страна или группа стран увязать какие-то политические условия с требованием к государству, устроившему, по ее мнению, геноцид, признать его факт, устранить его последствия, вернуть население, выплатить ему компенсацию
В этом смысле, признание турками депортации крымских татар геноцидом не несет для России никаких угроз и станет чисто декларативным шагом, поскольку как-то продавливать его на международной арене и что-то требовать от России на этой почве Турция не сможет.
Давно идут разговоры, что Турция может признать геноцид черкесов, который Россия, якобы, развязала в годы Кавказской войны 19 века. На мой взгляд, это очень маловероятно хотя бы потому, что в тех событиях сама Турция играла очень неприглядную роль и в трагедии черкесов есть и огромная часть ее вины. Исказить правду настолько откровенно Анкаре просто не удастся.
Вообще, в настоящее время термин «геноцид» девальвировался настолько, что уже непонятно, что он означает и к чему его можно применять. С учетом размытого юридического определения и сильнейшей политизации этого вопроса, десятки различных народов, пытаются переиграть проигранные войны и получить какие-то преференции.
На мой взгляд, в этом вопросе надо придерживаться международного права, в частности, «Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него». Она гласит, что является какой-то случай геноцидом или нет, определяет Международный уголовный суд в Гааге, и если кому-то хочется признать свой случай геноцидом, то ему надо обращаться туда, предоставлять доказательства, доказывать свою правоту.
«СП»: — Год назад во время российско-турецкой «перепалки» по поводу геноцида многие эксперты говорили, что Эрдоган перебесится, но объективные причины будут его толкать к сотрудничеству с РФ. Что пошло не так?
— Проблем здесь две. Первая — это то, что интересы Турции и России в сирийском конфликте расходятся очень значительно и найти компромисс здесь очень сложно. Тем более что есть интересы еще как минимум нескольких игроков, которые тоже не совпадают с российскими и турецкими. Все оказалось сложнее, чем это виделось на первый взгляд.
Второе — для налаживания отношений с Москвой Эрдоган сейчас должен извиниться, а это станет для него политическим самоубийством. Ему такой шаг не простит та часть турецкого общества, которая стоит на радикальных позициях и считает, что извинение будет означать признание неправоты и сдачу позиций.
Таким образом, пока не наблюдается ситуации, при которой позиции Москвы и Анкары могли бы сблизиться. Но это не означает, что она не появится в дальнейшем, например, если западная коалиция и Москва смогут договориться об общем решении сирийского вопроса и Анкаре просто придется под него подстраиваться.