Барак Обама не видит шансов на победу у сирийской оппозиции, потому что российская армия находится на втором месте в мире по боевой мощи. «Если Россия продолжит беспорядочные бомбардировки, которые мы видели, то, думаю, можно сказать, что мы не увидим каких-либо успехов оппозиции. Да, у России крупнейшая армия. Очевидно, кучка повстанцев в Сирии не сможет соревноваться с оружием второй по мощи армии в мире», — заявил американский президент на пресс-конференции в Калифорнии.
Одновременно Обама в очередной раз высказал мысль, что единственный способ достичь мира в Сирии это «обеспечить в каком-либо виде политическую трансформацию».
Конечно, российские ВКС не наносят удары по оппозиции, о чем неоднократно заявляли представители нашей страны. Наоборот, именно Москва выступает за скорейшее мирное урегулирование конфликта. Беда в том, что сама оппозиция фактически срывает переговоры, ставя невыполнимые условия, вроде ухода с поста Башара Асада. Но интересно именно изменение риторики президента США.
Ранее Вашингтон настаивал на том, что подготовленная им оппозиция способна одновременно и бороться с террористами и свергнуть Асада. Мол, если бы Москва не поддерживала официальные власти в Дамаске, то мир давно бы наступил. Сейчас же Обама открыто говорит, что оппозиция терпит поражение. Да, сирийская правительственная армия не смогла бы наступать без российской поддержки. Но и Штатам уже нет смысла уповать на оппозицию, проще говоря, приходится отказываться от прежних планов.
С этой точки зрения интересна и речь Обамы на саммите США-АСЕАН. По его словам, Сирия это не место противостояния Соединенных Штатов и России. Да, Асада надо перестать поддерживать, но американцы готовы сотрудничать. Видимо, сказалась именно мощь нашей армии.
Разговоров о том, что российская армия представляют большую силу, на Западе ведется много после возвращения Крыма. В разных СМИ постоянно появляются таблицы, по которым видно, что Россия опережает Штаты по количеству вооружений. Вот и недавно составленный аналитиками Global Firepower «Глобальный индекс военной мощи» вывел нашу страну на второе место. Мы немного отстаем от США, но опережаем огромный Китай. Но одно дело рейтинги и статьи в прессе, и совершенно другое дело — заявление американского президента. Совсем недавно Обама заверял всех, что российская экономика «порвана в клочья», санкции приведут к краху Российской Федерации, а наши ВКС в Сирии потерпят поражение.
Теперь Барак Обама признал, что Россия обладает военной мощью, а сами США фактически оказались в сложной ситуации на Ближнем Востоке. Но к каким практическим действиям может привести это понимание?
Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров полагает, что США будут стараться не потерять последних позиций в Сирии:
— На мой взгляд, Обама просто констатировал очевидный факт, что у сирийской оппозиции не будет никаких успехов. Другое дело, какие политические выводы из слов американского президента можно сделать. Я думаю, Обама пришел к выводу, что бесполезно поддерживать оппозицию. Тем более, что никакой оппозиции и не было. Были символические малочисленные отряды, которые были нужны для создания видимого повода начать переговоры с Асадом. Но эти отряды ничего не решают, ни на что не влияют.
Основной костяк сил, с которыми сражается сирийская правительственная армия, составляют террористы. Поддерживать их в открытую Соединенные Штаты не рискнули. Это Турция фактически приступила к войне на сторонне террористов.
Обама по сути признал, что его план провалился. Тем более, Дональд Трамп делает интересные заявления на тему, как он сможет наладить отношения с Россией. Получается, Обама всё провалил, наделал глупостей, а вот Трамп сможет замириться с Москвой. И такая позиция вызывает понимание у многих американцев. К тому же, вышел фильм, компрометирующий Обаму. Журналисты BBC сделали фильм о якобы коррумпированном российском президенте, а в ответ мы сделали фильм о коррумпированном Обаме. И если Трамп победит, то не исключено и уголовное преследование Обамы. Американский президент имеет иммунитет, но только за деяния, связанные с исполнением обязанностей главы государства. Огромные траты жены Барака Обамы во время отдыха в Испании вряд ли к ним относятся. Так что Обама получил от нас удар в больное место.
В военном плане американский президент видит, что его план провалился. Изначально задумывалось использовать террористов для свержения Асада, а потом уже приход к власти символической оппозиции на штыках США и Турции. Этот сценарий не сработал, это очевидно. Значит, американцам надо искать новую стратегию. Какую — неясно.
Слова Обамы свидетельствуют, что Белый дом находится в размышлениях. Сыграла роль и речь Дмитрия Медведева в Мюнхене. Российский премьер заявил, что мы готовы к жесткому противостоянию и не отступим. Наверное, это охладило пыл воинственных кругов в США и Евросоюзе. Им надо как-то договариваться с Москвой. Но позиция, видимо, еще не выработана.
«СП»: — Как понимать слова Обамы о необходимости политического диалога по Сирии?
— Политический диалог уже идет. Просто так называемая оппозиция сорвала переговоры. Фактически Обама говорит, что оппозиция должна вести диалог, который назначен на 25 февраля. Обама призывает не уклоняться от переговоров. Ведь скоро сирийская правительственная армия при поддержке России освободит свою страну, и оппозиции не будет вообще никакого шанса ни о чем не договориться. Пока эти шансы есть. Штурм Алеппо, начало освобождения провинции Идлиб забрали у сирийской армии много сил, привели к гибели мирного населения. Никто не хочет лишней крови. И оппозиция пока еще может себе что-то выторговать. Но поле возможностей для нее сужается. Ломать комедию, что оппозиционеры не будут вести переговоры, было бы неразумным.
«СП»: — Можно ли слова Обамы о «второй армии мира» в отношении наших Вооруженных сил считать некоей хитростью?
— Во-первых, подсчеты американцев имеют очень хитрую методологию. К примеру, не учитываются системы ПВО, которые у нас мощнейшие. Да, у США преимущество в авиации, но она системой ПВО выбивается. Так что возможно, мы обладаем и первой армией в мире.
Не думаю, что американцы вынашивают агрессивные планы. По сути, они уже отыграли назад. Было заявление Турции, что военного вторжения в Сирию не будет. Саудовская Аравия сказала, что будут участвовать в наземной операции только вместе с американцами. И вот как раз заявление Обамы, что российская армия вторая в мире, дает возможность США не вмешиваться. Не будут же Штаты воевать со второй армией мира.
Таким образом, сирийским оппозиционерам и туркам дается понять, что надо искать какое-то политическое решение.
«СП»: — Что США могут предпринять, чтобы добиться в Сирии каких-то результатов?
— Соединенные Штаты уже проиграли в Сирии. Без сухопутной операции восстановить свои позиции американцы не смогут. Теперь перед Вашингтоном стоит другая задача: максимально затруднить Асаду достижение победы. Путем переговоров, продолжением подпитки террористов будут навязывать сирийской армии продолжительные бои. Идет изматывание войск Асада. Сейчас США будут максимально затягивать войну.
Эксперт Ассоциации независимых военных политологов Александр Перенджиевполагает, что слова Обамы не что иное, как политическая хитрость:
— Никаких изменений в политике США по отношению к России после слов Обамы ждать не стоит. Это случай, когда партнер, больше похожий на врага, признает достоинства другой стороны. Проще говоря, Обама признал достойного соперника. Мол, Россия действительно великая страна, имеющая сильную армию, а не какая-то региональная держава. Но обольщаться по поводу возможного улучшения отношений не стоит. Не надо и радоваться тому, что хвалят наши Вооруженные силы.
Я напомню, что накануне вторжения в Ирак американцы говорили об армии СаддамаХусейна, как о четвертой в мире по своей мощи. Дескать, какие мы сильные, раз собираемся воевать с такой армией. Обама сейчас хочет показать, что успехи России в Сирии связаны с силой ее армии, а оппозиция такая «слабенькая», ее Россия обижает, ведет себя нечестно. Пусть, мол, лучше повоюет с Турцией, тогда и посмотрим. К похвале Обамы надо относиться критически.
«СП»: — Стоит ли ждать каких-то практических шагов от США?
— Ждать уже ничего не надо, все провокации налицо. Турецкими ВВС был сбит наш самолет. Второе — турецкие войска, опять же с молчаливого согласия Вашингтона, зашли на север Ирака. Третье — турецкие войска зашли на территорию Сирии. Четвертое — идет охота за нашими военными советниками. Пятая провокация — турецкие военнослужащие уже обнаруживаются среди убитых террористов. Это не считая финансовой подпитки ИГИЛ*. Уже и саудовцы подтягивают свои войска для ввода в Сирию. Атаковать хотят сирийскую правительственную армию, взять Дамаск. На территории Сирии идет столкновение интересов многих государств. Отсюда и те провокации, которые мы видим.
И когда говорят о второй по мощи в мире российской армии, то подразумевают, что сами они такие сильные и могут даже ее не бояться. А если проиграют, то получится, что ничего удивительного, вторая в мире армия наголову всех разбила. Американцы же в любом случае в стороне.
«СП»: — Для чего тогда Обама приглашает Россию к политическому диалогу по сирийскому конфликту?
— На войне все средства хороши. Американцы действуют хитро. Они стараются уничтожить противника изнутри. В том числе и Асада. Измотать его переговорами, затянуть конфликт, а потом обвинить в срыве соглашений и ударить военным путем.
* - «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.