Судя по последним заявлениям и действиям турецких властей, приближается час “X” – военной интервенции в Сирию с целью спасения подконтрольных исламистских группировок. За последние дни сирийская армия при поддержке российской авиации достигла серьезных успехов на севере страны, в частности, перерезала коммуникации исламистов в Алеппо с Турцией и деблокировала ряд провластных анклавов.

Потеря Алеппо (а это неизбежно, если исламисты не будут получать снабжение из Турции)  грозит кардинально изменить расклад сил в гражданской войне и в перспективе привести к поражению радикальных исламистов и террористов, поддерживаемых Турцией и Саудовской Аравией.
 
К тому же, помимо провала планов по падению режима Башара Асада и приходу к власти в Сирии протурецких сил, Анкара рискует получить на своих границах новое курдское образование. В отличие от иракских курдов, сирийские курды более тесно связаны с Рабочей партией Курдистана (РПК), что вызывает особую нервозность турецких властей.

Анкара не останется в стороне
 
Первым свидетельством готовящейся операции стало решение Анкары не разрешить российской наблюдательной миссии провести  инспекционный полет в рамках Договора по открытому небу. Наблюдательный полет планировался над районами, прилегающими к Сирии, и аэродромами, где сосредоточена авиация стран НАТО. Вероятно турецким властям есть что скрывать, раз они пошли на нарушение договора, участниками которого являются 30 стран.

Помимо  этого, на прошлой неделе официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков в ходе пресс-конференции представил видеодоказательства обстрела турецкими самоходными  артиллерийскими установки сирийских населенных пунктов на севере Латакии.
 
А в понедельник премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу прямо намекнул, что его страна намерена вмешаться в войну в Сирии и события вокруг Алеппо. "Мы вернем наш исторический долг. Когда-то наши братья из Алеппо защищали наши города — Шанлыурфа, Газиантеп, Кахраманмараш (во время Первой мировой войны — ред.), теперь мы защитим героический Алеппо. За спиной его защитников вся Турция", — заявил Давутоглу  на заседании парламентской фракции, возглавляемой им правящей Партии справедливости и развития.

В свою очередь, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган за пару дней до этого сообщил, что Турция поддержит вторжение в Сирию, и не допустит повторения ошибки 2003 года. Тогда Анкара отказалась размещать на турецкой территории американские войска и не вошла в состав международной коалиции, когда произошло вторжение в Ирак и свержение иракского лидера Саддама Хусейна. "Мы не хотим совершать в Сирии ту же ошибку, что и в Ираке", — заявил Эрдоган.

Помимо этих заявлений, турецкие власти начали дипломатическую и информационную подготовку своих возможных действий.  Разыгрывая карту “мигрантов”, скорее, шантажируя мигрантами ЕС в целом, и европейского лидера Германию в частности, Анкара пытается добиться одобрения будущей операции.  

И судя по заявлениям канцлера Германии Ангелы Меркель в Анкаре, турецкий подход находит отклик у западных партнеров. “В последние дни мы были не просто шокированы, мы были в ужасе от того, какие страдания десяткам тысяч людей принесли бомбардировки, в первую очередь, со стороны России”, — заявила Меркель на совместной пресс-конференции с  Ахметом Давутоглу.

Подобным образом ситуация освещается также со стороны западных СМИ. Чтобы в этом убедиться, достаточно включить ведущий новостной канал в Европе Euronews. Вообще подход Запада к военной операции России, с одной стороны, и действиям Турции и монархий Персидского залива во главе с Саудовской Аравией, с другой - это тема отдельной статьи.

О “двойных” или даже “тройных” стандартах

Почему- то на Западе считают, что удары российских ВКС по террористам и радикальным исламистам увеличивают количество беженцев, а вот захват новых территорий террористами при поддержке Турции и Саудовской Аравии не усугубляет проблем беженцев. Почему удары международной коалиции во главе с США практически не повлияли на боеспособность боевиков ДАИШ, “Джебхат ан-Нусра” и других террористических группировок? Или как прекращение ударов российской авиации по исламистским и террористическим группировкам может помочь в урегулировании ситуации в Сирии?

В сложной ситуации в данном вопросе оказался Вашингтон. С одной стороны, за открытое военное вмешательство в сирийский конфликт выступают ведущие региональные союзники США – Турция и Саудовская Аравия. С другой стороны, турецкий удар будет направлен не только против сирийской армии, но фактически по единственно боеспособным союзникам США в Сирии – курдам.
 
А между тем Анкара требует от Вашингтона определиться, кто его союзник в регионе - Турция или партия сирийских курдов «Демократический союз» (PYD). В  Анкаре, тесно сотрудничающей с террористическими группировками в Сирии, считают PYD такой же террористической организацией, как и РПК. Вашингтон, в свою очередь, разделяет две этих организации и оказывает поддержку воюющим в Сирии курдам.

К тому же в Вашингтоне понимают, что турецкое вмешательство в сирийский конфликт может привести к военному столкновению члена НАТО с Россией и Ираном, и, помимо крупномасштабной войны в регионе, поставить мир на грань Третьей мировой войны. Ведь учитывая ограниченный военный контингент России в Сирии, он вряд ли сможет остановить турецкое наступление или оказать ему длительное сопротивление. И Москве придется отвечать Турции ударами из других регионов. А это уже грозит вмешательством в российско-турецкий конфликт всего блока НАТО.

При всем этом, пресс-секретарь Госдепартамента США Джон Кирби в ходе ежедневного брифинга заявил, что Вашингтон “приветствует предложение со стороны саудовцев активизировать усилия путем ввода сухопутных подразделений в Сирию”. Даже несмотря на заявление Дамаска, что любая операция в Сирии с задействованием сухопутных сил без одобрения официальных властей страны будет расценена как акт агрессии.

Можно ли уповать на благоразумие Эрдогана?

Дальнейшее развитие событий во многом будет зависеть от позиции турецких властей. Ведь без поддержки Турции, ее ресурсов, Саудовская Аравия и возглавляемая ею коалиция монархий Персидского залива вряд ли рискнет на самостоятельную операцию.
 
Насколько благоразумно в этой ситуации поведет себя Эрдоган - сказать трудно. Ведь ради победы на парламентских выборах он не остановился перед развертыванием в стране фактически гражданской войны с курдами. И вряд ли после этого его остановят нормы международного права и возможные проблемы в регионе. Его цель – конституционная реформа и переход Турции к президентской форме правления, призванной обеспечить сохранение власти в его руках.

Пока обладающий (согласно законодательству) полнотой власти Ахмет Давутоглу играет отведенную ему Эрдоганом роль временного хранителя власти. Но если конституционная реформа, которой грезит Эрдоган, провалится, возникает вопрос - будет ли Давутоглу согласен продолжать играть роль “верного оруженосца”.

А без образа врага, для борьбы с которым  необходим имеющий имидж “сильного лидера” Эрдоган, конституционную реформу не протолкнуть. Особенно с учетом многочисленных коррупционных скандалов вокруг него и его близкого окружения, а также раздражения значительной части турецкого общества авторитарными замашками Эрдогана.
   
К сожалению, последние развития указывают на то, что Турция не хочет оставаться равнодушным наблюдателем поражения террористов в Алеппо и ожидать совершенно новой ситуации и расклада сил перед возобновлением консультаций по урегулированию сирийского конфликта в Женеве 25 февраля.

Вероятно, предлогом для турецкого вторжения в Сирию станет “гуманитарная интервенция” якобы ради остановки потока беженцев из Алеппо. Однако, к чему приводят подобные ‘гуманитарные интервенции” ярко показали события в Ливии, происходящий там хаос и разруха, разгул различных исламистских  и террористических группировок после очередной “гуманитарной интервенции” западных стран в 2011 году.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.