На прошлой неделе стали известны новые неутешительные данные по демографической ситуации в Армении. Численность постоянного населения Армении впервые с 1978 года составила меньше 3 млн человек. По данным текущего учета Национальной статистической службы, на 1 января 2016 года она составила 2 998,6 тыс. человек. Численность населения Армении по состоянию на 1 января 2016 года по сравнению с 1 января 2015 года снизилась на 12 тыс. человек. Согласно Нацстатслужбе, за последние пять лет в Армении стало проживать на 35,9 тыс. человек меньше, а с момента провозглашения независимости в 1991 году численность населения снизилась на 634,7 тыс. человек.
В свою очередь, начальник отдела демографии Нацстатслужбы Карине Куюмджян на своей пресс-конференции сообщила, что в период с января по декабрь 2015 г. границу республики пересекли 5,462 млн человек. Число людей, выехавших из Армении, на 43 438 было больше количества въехавших в страну (в 2014 году этот показатель составил 41 672 человек).
Помня известное изречение, что «существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика», есть определенное недоверие к приведенным цифрам, в частности, к масштабам эмиграции населения из Армении. Особенно после ловких манипуляций Нацстатслужбы с экономическими показателями страны в последние годы.
Данные экспертов, даже приближенных к властям, намного более мрачны. Каксообщил в пятницу журналистам директор центра социологических исследований «Социометр» Агарон Адибекян, отрицательное сальдо миграции в Армении составляет 7,2% по итогам 2015 года, то есть порядка 210−220 тыс. человек. По его словам, Армения ежегодно теряет 3−4% населения, учитывая, что отрицательное сальдо миграции традиционно сохраняется в пределах 7−8%, а естественный прирост населения составляет 2,5−3,5% .
Всего, по данным Адибекяна, за время независимости Армении страну покинули около 1 млн. человек. Больше всего в период правления первого президента Армении Левона Тер-Петросяна (1991−1998 гг.) — около 600 тыс. человек. За годы президентства Роберта Кочаряна (1998−2008 гг.), страну покинуло 130 тыс. человек, а во времена правления третьего президента Сержа Саргсяна(2008 — по сей день) — 260 тыс. человек.
Социолог также представил результаты проведенного его центром исследования в 2015 году исследования среди 3300 семей во всех регионах страны. Согласно приведенным данным, 31% населения страны готовы уехать за рубеж при наличии подобной возможности (он не указал, временно или навсегда), при этом три четверти из них — это люди в возрасте от 19 до 50 лет.
Основными причинами желания уехать респонденты назвали низкую зарплату или отсутствие заработка, сложные социальные условия, отсутствие перспектив в будущем.
Ложкой меда в бочке дегтя на пресс-конференции стали слова Адибекяна о том, что наличие порядка 10% населения страны, проживающего за рубежом, является естественным для многих стран мира.
Он также добавил, что около 90% населения мигрировало в Россию, остальные 10% в другие страны.
В свою очередь научный сотрудник «Института Кавказа» Грант Микаэлянотмечает, что если смотреть на эмиграцию только с эконометрической точки зрения, то за последние годы она не должна была приобрести такой размах, поскольку Армения потеряла около 30 000 рабочих мест (данные на март 2015 года). «И даже если большинство из этих работников содержали отдельную семью, общее количество не должно было превысить 120 000 человек. В действительности уехало 250 000, из которых порядка 200 000 — в Россию», — заявил Микаэлян ИАЦ VERELQ.
По его словам, увеличение интенсивности эмиграции за последние годы имеет несколько причин. Облегчение транспортного сообщения между странами, что сделало переезд более доступным. Российская экономика восстанавливалась после кризиса 2008−2009 годов быстрее, чем армянская, и довольно быстро ощутила нехватку рабочих рук, что вылилось в повышение зарплат и сделало Россию более притягательной для трудовых мигрантов из Армении. Третьей причиной является создание небольших трудовых коллективов, основанных на родстве и экономической кооперации выходцами из Армении. Другой важной причиной эмиграции эксперт считает усилившийся в армянском обществе социальный пессимизм.
В этой связи Микаэлян замечает, что если смотреть на ситуацию с точки зрения институтов, то в Армении не имела место деградация государственных институтов, напротив, они стали работать более эффективно, и Армения повысила свои позиции во многих соответственных международных рейтингах.
О том, какое значение приобрела проблема эмиграции населения из Армении, свидетельствуют доклады международных финансовых организаций, посвященные республике, а также особое внимание, которое уделяют этой проблеме оппозиционные политические силы. К примеру, анонсируя свое намерение создать политическую партию и принять участие в парламентских выборах 2017 года, глава Союза армян России Ара Абрамян заявил, что одной из главных причин, побудивших его пойти на это, стала проблема массовой эмиграции из Армении.
И можно уверенно прогнозировать, что данная проблема станет одной из основных в избирательных программах политических сил Армении на выборах 2017 года. Даже правящая Республиканская партия Армении (РПА) не сможет ее обойти. Ведь от нее будут ждать рецептов решения проблемы, считающейся сейчас одной из главных угроз национальной безопасности.
Пока же в адрес властей звучит обвинение в том, что она не уделяет достаточное внимание данной проблеме, так как массовая эмиграция «в их интересах». Во-первых, это объясняется тем, что суммы, пересылаемые мигрантами на родину, составляют более 10% ВВП страны и помогают снизить социальную напряженность в Армении. Во-вторых, как утверждается, благодаря эмиграции власти избавляются от активной части общества, которая на фоне усугубляющихся социально-экономических проблем могла бы потребовать политических перемен в стране.
Осталось посмотреть, как скажутся на демографической ситуации в Армении экономические проблемы России; вернется ли хотя бы часть армянских трудовых мигрантов на родину. Однако поводов для оптимизма мало. Ведь Армения не сумела привлечь даже большинство армянской общины Сирии, покидающей страну из-за гражданской войны.