В конце января стало известно о том, что Верховная Рада Украины изменила регламент своей работы на весеннюю сессию, чтобы можно было отложить вопрос о внесении поправок в Конституцию еще на полгода. Поясню: согласно Минским соглашениям от 12 февраля 2015 года Украина обязалась внести в Основной закон пункт об особом правовом статусе Донецка и Луганска. Несмотря на серьезное сопротивление праворадикальных партий в парламенте, президенту Петру Порошенко удалось продавить соответствующий законопроект в первом чтении: 31 августа 2015 года поправка была одобрена. Но решающая битва впереди.

Ожидалось, что к завершению осенней сессии президентская администрация, которая сама подвергается нешуточному давлению западных партнеров, сумеет убедить 300 парламентариев из 450 в необходимости принятия поправки – болезненной, но столь нужной для урегулирования кризиса. Но «не срослось». Впрочем, радикалы вроде Ляшко недовольны даже самим фактом пролонгации процесса обсуждения – по их мнению, этого законопроекта вообще не должно быть в повестке.

Два собеседника газеты «Ведомости», близкие к администрации украинского президента, говорили еще в ноябре – январе, что Порошенко с трудом набирает голоса, а в случае неудачи голосования ставится крест на проведении децентрализации, которую одобрили лидеры «Нормандской четверки» (Украина, Россия, Франция и Германия). С такой оценкой соглашался и сотрудник Фонда Карнеги Балаш Ярабик. По его мнению, продавливание поправок со стороны Порошенко также могло привести к распаду коалиции. В свою очередь, собеседник в российском дипломатическом корпусе считает, что Киев продолжает тормозить выполнение минских соглашений. «Россия продолжит работать с коллегами, имеющими влияние на Киев, чтобы они оказали воздействие», – отмечает источник «Ведомостей».

Между тем, официальный Киев в лице министра иностранных дел Павла Климкина поставил условие для внесения конституционных поправок. «Эти конституционные изменения направлены на тех, кто видит свое будущее как будущее украинского Донбасса в Украине, а не тех, кто захватил там власть. Поэтому, для того чтобы эти конституционные изменения были рассмотрены Верховной радой Украины, нам нужно, чтобы Россия и поддерживаемые Россией боевики выполнили то, что они должны выполнить», - цитирует Климкина РИА Новости. Он пояснил, что речь идет о прекращении обстрелов и предоставлении доступа Смешанной мониторинговой миссии ОБСЕ к территориям, находящимся под контролем ополченцев.

ТАСС в обзорном материале отмечает, что изначально закон о децентрализации был поставлен в раздел «Переходные положения», а не в основной текст Конституции Украины. При этом представители Донецка и Луганска в Контактной группе («Минский формат» в составе Украины, ДНР, ЛНР, России и ОБСЕ) предложили компромиссный вариант поправки: в основном тексте, Ст. 133, должны быть, среди прочих регионов, перечислены «отдельные районы с особым статусом Донецкой и Луганской областей».

Следует отметить, что решение Верховной Рады стало холодным душем для международных посредников, задействованных в урегулировании на Донбассе. В декабре-январе дипломатическая и политическая активность просто зашкаливала: встреча Керри с Путиным, а затем телефонная беседа Путина с Обамой; визит нового представителя РФ в «Контактной группе» Бориса Грызлова в Киев; встреча заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд и помощника президента РФ Владислава Суркова в Калининграде и т.д.

Однако визит Грызлова, например, был отнюдь не удачным. В день его приезда в Киев Петр Порошенко взял и уехал в Тернополь, и беседа с гостем у него состоялась лишь поздно вечером 11 января. Как пишет «Коммерсант», глава президентской администрации Борис Ложкин также «избежал встречи» с Грызловым. А собеседник «Ъ», близкий к президентской администрации, заверил: «Достаточно того, что Госавиаслужба Украины дала разрешение на прилет в Киев борта с надписью «Россия»». «На наш взгляд, эта демонстрация выглядит странно, так как президент мог просто отказаться от встречи, сославшись на занятость», - сообщил, в свою очередь, представитель «Оппозиционного блока», пожелавший остаться неназванным.

А политолог Сергей Таран, близкий к президенту Украины, утверждает, что «Грызлов прилетал в Киев не ради Порошенко». «Он прилетал ради Обамы и Меркель. Антироссийские санкции напрямую зависят от исполнения Россией минских соглашений. Кремль будет демонстрировать «преданность «делу мира»». Именно поэтому российская Минская группа будет усилена «миролюбивым» Грызловым, именно поэтому был нужен демонстративный прилет в Киев», - считает Таран.

В другом материале «Коммерсант» подчеркивает, что из 13 пунктов Минских соглашений ни одно не выполнено полностью – лишь четыре можно считать реализованными частично. «Добиться полного прекращения огня по всей линии соприкосновения так и не удалось, но сообщений об использовании «Градов», «Ураганов» и «Точек У» почти не поступает. С 1 сентября вступило в силу очередное перемирие, после чего было подписано соглашение об отводе от линии соприкосновения вооружений калибром менее 100 мм», - сообщает «Ъ».

И поскольку «дедлайн» 31 декабря 2015 года уже нарушен, неофициально считается, что следующий крайний срок – 31 июля нынешнего года. Однако советник замминистра обороны Украины Василий Будик не исключил полного провала минских договоренностей.«Военные на линии фронта видят сейчас один выход из ситуации – капитуляцию этих двух республик с последующей широкой амнистией. По моей информации, в Донецке многие всерьез рассматривают такой вариант при условии гарантии их безопасности», - сказал он «Коммерсанту».

«Соглашения уже не переподпишешь, так что все соглашаются, что надо продлить срок их действия, - говорит, в свою очередь, политолог Олег Бондаренко. – Да, их исполнение находится в близком к тупику состоянии, но если альтернатива – война, то давайте искать выход». По словам Алексея Чеснакова, «если до конца 2016 года минские соглашения удастся выполнить, то это будет очень хорошо», при этом «исключать риск возобновления вооруженной стадии конфликта невозможно».

Между тем, высокопоставленный чиновник в Донбассе рассказал «Газете» об одном из сценариев, который, видимо, рассматривается международным сообществом. Он якобы предполагает вариант ввода смешанного контингента миротворцев, в том числе и российских военных специалистов. «По поводу миротворцев от ООН: практика показала, как справляются различные международные организации, к примеру ОБСЕ. Миротворцы от ООН только ухудшат обстановку», - считает другой собеседник. По его словам, идеальное развитие ситуации в зоне конфликта не ввод миротворцев, а полное окончание военной кампании и решение остальных проблем дипломатическим путем.

По мнению российского политолога Андрея Окары, «миротворческий контингент без участия российских и украинских войск в Донбассе мог бы стать выходом из минского переговорного процесса, который пока не может добиться соблюдения режима прекращения огня». Окара полагает, что размещение миротворцев могло быть на повестке переговоров между Сурковым и Нуланд.

А вот что было на встрече Суркова и Нуланд, мы узнаем позже…

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.