По окончании новогодних праздников человечество вернулось к рутине и быту. На глобальном уровне главным макроэкономическим вопросом остается цена на нефть. Сейчас, когда пишутся эти строки, стоимость черного золота снова возросла, сломав тенденцию последних недель, но в широком охвате ситуация не меняется – нефть подешевела до уровня 2003-2004 годов, и возможное подорожание будет оставаться в заданном коридоре. Резкое падение цен на нефть нанесло серьезный урон экономикам таких стран, как Россия, Венесуэла и Азербайджан. О последнем мы и поговорим.
Экономические трудности в каспийской республике начались еще год назад, когда нефть уже стоила вдвое меньше, чем в начале 2014 года. Так, 16 февраля 2015 года Нацбанк Азербайджана отказался от привязки маната к доллару, выбрав бивалютную корзину, что привело к девальвации маната более чем на треть. Замечу, что денежная единица страны была дороже доллара: 1,55 доллара за 1 манат. В результате «шоковой терапии» курс стал 1, 05 доллара за 1 манат.
Однако 21 декабря 2015 года Центральный банк решил перейти к «плавающему» курсу национальной валюты, которая в итоге рухнула наполовину. После двух недель хаоса и паники вокруг пунктов обмена валюты НБ возобновил контроль, и в середине января ситуация стабилизировалась. Но отыграть назад уже не получается: сейчас курс колеблется в районе отметки в 1,60. В зеркальном отображении видим безрадостную картину: за один манат сегодня официально дают 0,61 доллара. Сравним с прошлым январем: 1,55. Падение в два с половиной раза! Естественно, это нанесло серьезный удар по простым жителям Азербайджана – можно только представить себе, как подорожали импортные продукты и как «попали» граждане, которые взяли кредиты в валюте.
Министр экономики и устойчивого развития соседней Грузии Дмитрий Кумсишвили сообщил, что Азербайджан израсходовал из валютных резервов 10 млрд. долларов, но не смог избежать 105%-ного обесценивания. «Из этого можно сделать вывод, что сохранение валютного курса в условиях открытой экономики практически невозможно, если только нет правильного торгового баланса», - заявил грузинский чиновник («Minval»).
Как пишет французская версия американской газеты Huffington Post, «критической ситуация становится и для государственного бюджета, чьи поступления на 50% зависят от углеводородного сектора». «Проект бюджета на 2016 год предполагает дефицит в 3% ВВП, несмотря на 25% сокращение расходов. Кроме того, прогноз опирается на нефть в 50 долларов и манат в 1,05 доллара, что уже не соответствует действительности», - отмечает издание. Сокращения расходов проходят и в Государственной нефтяной компании (ГНКАР/SOCAR), и в западных компаниях, ведущих добычу углеводородов в Азербайджане. Например, только компания British Petroleum, основной оператор нефтедобычи, планирует сократить 4 тыс. человек, т.е. шестую часть своих сотрудников в республике.
Руководство Азербайджана старается обойти острые углы, сетуя на неблагоприятную ситуацию на мировых рынках. Причем, как говорит министр финансов страны Самир Шарифов, нынешняя волна кризиса и удешевления нефти может оказаться более затяжной, чем, например, в 2008-2009 годах. «Это оказывает негативное влияние на экономику Азербайджана, наши валютные резервы снижаются. Наш платежный баланс всегда был положительным. То есть в Азербайджан поступало больше валюты, чем уходило. В настоящее время, к сожалению, ситуация начала меняться в худшую сторону. Валютные поступления в страну снизились в 4 раза. Но наша потребность в импорте осталась на прежнем уровне», - отметил чиновник («Minval»).
Еще несколько цифр. По состоянию на 1 октября 2015 года активы Государственного нефтяного фонда (SOFAZ) сократились на 6,38% по сравнению с началом 2015 года (37,1 млрд. долларов) и составили 34,74 млрд. долларов («Тренд»).
В 2015 году доходы государственного бюджета Азербайджана исполнены на 88,2% и составили 17,1 млрд. манатов против прогноза в 19,4 млрд. манатов (переводить эти и другие суммы в доллары не будем – курс слишком быстро менялся). Расходы госбюджета были исполнены на 84,3% и составили 17,8 млрд. манатов. Дефицит бюджета составил 633,6 млн. манатов («Haqqin»).
В 2016 году Государственный нефтяной фонд будет испытывать дефицит притока активов на уровне 21,9% запланированных доходов. Президент Ильхам Алиев утвердил бюджет ГНФ с дефицитом на уровне 1,470 млрд. манатов. Бюджет SOFAZ, по президентскому указу, может рассчитывать на 6,711 млрд. манатов доходов, а его расходы ограничены 8,181 млрд. манатов («АВС»).
Продолжение следует…