16 января 2016 года, спустя шесть месяцев и два дня после достижения Соглашения в Вене, президент США Барак Обама подписал распоряжение о снятии экономических санкций с Ирана, руководство которого вовремя и в нужном объеме выполняет взятые на себя обязательства по сворачиванию ядерной программы. После долгожданного обнародования доклада МАГАТЭ на эту тему США и ЕС заявили об отмене карательных мер против Исламской Республики.
Правда, американцы оставили в силе часть санкций против физических и юридических лиц, но они в основном относятся к программе разработки баллистических ракет, а не к атомной энергии. Так, в санкционном списке остались 200 человек и компаний, связанных с Ираном. Остаются также ограничения на сотрудничество американских компаний и физических лиц с властями республики.
«Мы будем следить за Ираном 365 дней в году, 24 часа в сутки. Если он попытается нас обмануть, то будет пойман за руку», - сказал президент США Барак Обама. Он добавил: «Ядерное соглашение не призвано разрешить все споры между Вашингтоном и Тегераном. Сохраняются санкции, наложенные на Иран за нарушение прав человека, поддержку терроризма, ракетные проекты. Мы отнюдь не слепы к тем угрозам, которые Иран несет Израилю и другим государствам на Ближнем Востоке».
«То, чему мы сегодня являемся свидетелями, доказывает, что Соединенные Штаты способны добиться весомых достижений на Ближнем Востоке за счет дипломатии, не прибегая к силовым мерам. Ядерное соглашение расчищает путь к решению многих проблем как сугубо двусторонних, американо-иранских, так и проблем взаимоотношений Ирана с другими странами», - цитирует хозяина Белого дома радио «Свобода».
Американцы твердо намерены применять санкционные действия, которые не охвачены Венским соглашением. «Мы будем продолжать перехватывать и задерживать экспортируемое Ираном оружие в соответствии с международным правом. Мы будем продолжать выявлять и препятствовать поставкам в Иран запрещенных предметов, связанных с баллистическими ракетами. И мы будем привлекать Иран к ответственности за нарушение резолюций Совета Безопасности», - подтвердила постпред США при ООН Саманта Пауэр, на которую ссылается «Коммерсант».
Тем не менее, в ядерном досье всё идет согласно Венским договоренностям от 14 июля 2015 года. «Иран выполнил все требования в рамках соглашения по атомной программе, - сообщил генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано. – Отношения между Ираном и МАГАТЭ вышли на новый уровень. Я поздравляю всех, кто помогал нам достигнуть этого результата». Ожидается, что Иран получит доступ к замороженным финансовым активам в размере около 50 млрд. долларов и к иностранным инвестициям, запрещенным из-за санкций. Кроме того, снятие санкций подразумевает отмену эмбарго на закупку иранской нефти, пишет РБК.
Решение Вашингтона и Брюсселя приветствовали в важнейших европейских столицах. «С сегодняшнего дня у нас есть уверенность, что Иран придерживается и в полном объеме реализовал все принятые в Вене соглашения, - заявил, в частности, министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. – Сегодня мы справедливо можем говорить об историческом успехе в дипломатии. Для меня лично это тоже великий момент».
Его британский коллега Филип Хаммонд с ним согласен: «Достижение договоренности с Ираном, в котором Великобритания играла важную роль, делает Ближний Восток и окружающий мир более безопасными. Годы терпеливой и настойчивой дипломатии, а также тяжелой технической работы принесли плоды» («Коммерсант»).
По мнению Саеда Камали Дегана, обозревателя лондонской газеты The Guardian иранского происхождения, Иран снова получит доступ к системе международных финансовых расчетов SWIFT, что благотворно скажется на внешней торговле Исламской Республики. «Обама и Рухани благодаря своей вере в конструктивное сотрудничество сумели сдвинуть отношения наших стран с мертвой точки. Если бы у власти оставался бывший президент Ахмадинежад, этого бы не случилось», - сообщает «Свобода» со ссылкой на британского иранца.
По мнению эксперта вашингтонского Института Ближнего Востока Алекса Ватанки, основной задачей Тегерана становится преодоление реакции консервативных религиозных сил: «…В окружении духовного лидера страны и среди генералитета «Корпуса стражей исламской революции» есть те, кто опасается, что президент Хасан Рухани попытается сейчас развить достигнутый на дипломатическом поприще успех и употребить свой престиж, скажем, на продвижение крупных реформ в области экономики. Они будут этому отчаянно сопротивляться, и это обстоятельство тоже может остановить стратегических инвесторов из-за рубежа. В последние месяцы нападки на Рухани и его экономическую политику заметно усилились».
Что же касается последствий снятия санкций, американский эксперт настроен оптимистично. «Какие-то положительные результаты снятия санкций Иран почувствует сразу. Это касается, например, размораживания его активов, хранящихся в международных банках. Но что до долгосрочных иностранных инвестиций в экономику Ирана, то с ними все далеко не столь ясно. Это касается, впрочем, не европейских компаний,… а американских, ведь США снимают с Тегерана только санкции, наложенные за ядерные мероприятия, остальные остаются. А с ними и большая серая зона неопределенности», - полагает вашингтонский наблюдатель.
Продолжение следует…