В понедельник внимание армянских СМИ приковали к себе обсуждения поправок в избирательный кодекс Грузии. Если точнее, то недовольство депутатов, представляющих населенные армянами районы Грузии, сокращением мажоритарных округов в регионах Ахалкалаки и Ниноцминда.
Согласно принятым 28-ого декабря 2015 года поправкам в Избирательный кодекс, населенные армянами Ахалкалакский и Ниноцминдский избирательные округи соединяются в один большой мажоритарный округ. То есть из Джавахка в грузинский парламент вместо двух мажоритарных депутатов будет избран только один. Эти изменения обусловлены тем, что если прежде численность избирателей в различных округах была разной и колебалась от 6 000 до 50 000, то поправками предусмотрено, что избирательный округ в среднем должен состоять из 47 000 избирателей.
“Если исходить из демократических принципов – это правильно. Но есть кое-что, что не обсудили и проигнорировали в Конституционном суде – это рекомендации Венецианской комиссии. Исходя из рекомендации Венецианской комиссии в населенных национальными меньшинствами территориях, избирательные округа должны оставаться в тех же границах, чтобы не нарушать права национальных меньшинств”, – заявил на прошедшей в Управе Ахалкалакского муниципалитета встрече избранный от района депутат-мажоритарщикСамвел Петросян.
Депутат Районного собрания Манвел Сагателян был более резок, подчеркнув, что в этом вопросе необходимо учесть мнение населения. “Из всего Джавахети всего лишь один мажоритарный депутат, а Марнеули (населенный азербайджанцами регион Грузии прим. ред.) разделяют на два. Как понять это? Значит мы в Парламенте будем иметь всего один голос. Когда сватаются у отца спрашивают выдаст дочь или нет. Здесь просто крадут, 17 сел крадут”,- сказал депутат от карцахской территориальной единицы.
Учитывая, что в 2020-м году Грузия перейдет к полностью пропорциональной системе выборов в парламент, к этой проблеме можно было бы подойти более спокойно. Если не учитывать то, что в декабре грузинские власти возобновили свою практику запрета на въезд в страну некоторых граждан Армении, занимающихся вопросами защиты прав армянской общины и армянского культурного наследства в Грузии.
Так в списке нежелательных для Грузии людей оказался председатель Фонда по изучению армянской архитектуры, специалист по памятникам Самвел Карапетян - 18 октября ему запретили пересечь контрольно-пропускной пункт Садахло, не объяснив причину запрета. Вероятно это связанно с тем, что эксперт планировал издать книгу со свидетельствами очевидцев уничтожения армянского культурного наследия в Грузии. Причем интересно то, что Карапетян сам заявил журналистам, что в ходе своего посещения Грузии в 2015 году он не обнаружил новых фактов того, чтобы армянские памятники уничтожались на национальной почве.
Эксперт по вопросам Грузии, научный сотрудник Центра региональных исследований академии госуправления Армении Джонни Меликян считает, что эти факты не говорят о какой-то спланированной антиармянской позиции грузинских властей. “Вообще в Грузии есть тенденция ужесточения контроля на границе, что связано, в первую очередь с выявлением и превенцией попадания в Грузию бойцов ДАИШ (ИГИЛ). Что касается армянских деятелей, то тут не вижу какой-нибудь обобщенной и продуманной политики, по каждому есть свои причины, как мне кажется. Отстаивание армянских позиций в церковном споре - как раз такая причина. Однако, не сказал бы что подобные действия носят системный характер. Во многих случаях, в качестве причины указываются бюрократические проволочки”,- заявил онVERELQ.
Что касается изменений в избирательном кодексе, то, по словам эксперта, тут ситуация сложная. “С одной стороны это демократический акт, так как наличествует решение Конституционного суда, требующее приведения к единообразию избирательных округов. С другой стороны, есть проблема потери мажоритарного округа, откуда традиционно избирался этнический армянин. Грандиозной проблемы не вижу, так как Грузия к выборам 2020 года полностью перейдет к пропорциональной системе и упразднит мажоритарный компонент. Так что, вопрос в 2016-2020 годах. Тут же отмечу, если джавахкские армяне не добьются компромисса и изменения избирательных округов по рекомендации Венецианской комиссии (что могут быть сделаны исключения для высокогорных районов и регионов с этническими меньшинствами – прим. ред.), то правящая коалиция может для поддержания баланса, ввести в парламент на одного депутата больше”,- сказал Меликян.
Эксперт подчеркнул, что на сегодняшний день в Грузии готовятся к парламентским выборам, и власти не пойдут на какую-либо эскалацию, тем более создания проблем этническим меньшинствам страны, так как могут потерять потенциальный электорат. Что касается отношений с Арменией, то позиция правящей коалиции - углубление торгово-экономических отношений с соседней добрососедской страной”,- добавил он.
В свою очередь журналистка из Грузии Эдита Бадасян также считает, что нет какого-то ухудшения отношения к армянской общине со стороны властей Грузии. “Нет какой-то антиармянской истерии или тенденции к ухудшению. Политика толерантности продолжается. Бытовая ксенофобия осталась, но она не такая, что ежедневно с ней сталкиваешься”,- сказала она VERELQ.
Что касается консолидации армянской общины, то, по словам журналистки, она объединяется лишь в дни траурных мероприятий посвященных памяти жертв Геноцида армян или церковных праздников.
Следует отметить, что стоящий за правящей коалицией “Грузинская мечта” (многие эксперты считают, что он является “серым кардиналом” грузинской политики) экс-премьер, миллиардер Бидзина Иванишвили был одним из меценатов, пожертвовавших средства на восстановление кафедрального собора Грузинской епархии Армянской апостольской церкви – храма Сурб Геворг (Святого Георгия). Да и присутствие высокопоставленных представителей грузинских властей, в частности министра обороны Грузии Тинатин Хидашели, на рождественской службе в армянской церкви, говорят о том, грузинские власти намерены заручиться поддержкой армянской общины страны.
Да и в отношениях с Арменией есть определённый прогресс, по сравнению с президентством Михаила Саакашвили (при нем Тбилиси стал фактически сателлитом Анкары и Баку, активно содействуя им в изоляции Армении от всех региональных проектов). Свидетельством этого прогресса стали переговоры Тбилиси с “Газпромом” и подписанный Россией, Грузией, Ираном и Арменией "Меморандум о сотрудничестве в сфере энергетики". На руку Армении играет и определенная нормализация отношений между ее военно-политическим союзником Россией и соседом Грузией после прихода к власти “Грузинской мечты”.
И естественно армянским властям хотелось бы сохранить эту положительную динамику, как в двусторонних отношениях, так и в российско-грузинских. Однако, для сохранения этой динамики, помимо усилий с армянской стороны, ее тщательно продуманной политики, крайне необходимо, чтобы нынешние грузинские власти не повторяли ошибок своих предшественников в сфере политики в отношении нацменьшинств.
При этом надо заметить, что отсутствие консолидации внутри армянской общины не позволяет надеяться на ее существенную помощь в вопросе лоббирования интересов Армении в Грузии. Скорее наоборот, значительное место в армяно-грузинских отношениях занимает решение проблем армянской общины в Грузии.
Да и назначение на пост посла в Грузии, Юрия Варданяна – легендарного спортсмена, но человека с отсутствием опыта дипломатической работы, рождает вопросы, насколько армянские власти подходят серьезно к работе со страной, имеющей для Армении стратегическое значение.
А ведь противники улучшения армяно-грузинских и российско-грузинских (которые оказывают влияние и на отношения между Ереваном и Тбилиси) отношений есть, как внутри Грузии, так и за ее пределами.