10 октября нынешнего года в ходе заседания кабинета министров президент Азербайджанской республики Ильхам Алиев подверг беспрецедентно жесткой критике нефтедобывающую компанию «Бритиш Петролеум-Азербайджан» в связи с существенным падением добычи нефти в республике, обвинив ее в даче ложных обещаний, срыве контрактных обязательств и грубейших просчетах, допущенных ею в процессе работы, которые привели к резкому падению добычи нефти и потере запланированной прибыли в размере 8,1 млрд. долларов, а также предупредил компанию о принятии неких «серьезных мер» в ее отношении.
Напомним, что ведущая британская нефтедобывающая компания BP является единственной компанией, задействованной во всех сегментах энергетического сектора Азербайджанской республики. BP возглавляет консорциум по добыче нефти на месторождениях «Азери», «Чираг» и «Гюнешли», имея 6 бурильных платформ в азербайджанском секторе Каспия, является оператором и владельцем 25,5% активов соглашения на разработку газового морского месторождения «Шахдениз», а также оператором двух нефтепроводов, трех трубопроводов и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум. Кроме того, BP занимается разведкой недр прилегающей к Апшеронскому полуострову мелководной части Каспия. По оценкам специалистов общие активы BP в Азербайджане составляют около 15 млрд. долларов США.
Действительно, объемы добычи нефти в Азербайджане стремительно сокращаются. Вслед за этим резко сократился и объем экспорта нефти и газа из республики. Так, если в 2011 году объемы нефтедобычи в Азербайджане снизились на 10.8%, а газодобычи – на 2%, то за 10 месяцев текущего года объемы нефтедобычи сократились на 7,35%, а газодобычи – на 34%!
То, что снижение объемов добычи нефти прогнозировалось ранее, подтверждали слова главы Государственного статистического комитета Азербайджана Арифа Велиева, еще в начале нынешнего года предупреждавшего о том, что уровень нефтедобычи будет сознательно сокращаться в целях продления сроков производства.
Тем не менее, отмашка была дана и, вслед за выступлением Алиева, по азербайджанскому сектору интернета и карманной республиканской прессе прокатилась волна тенденциозных публикаций, основным лейтмотивом которых стало обвинение BP в антиазербайджанском заговоре. Соревнуясь друг с другом в стремлении выслужиться перед властью, как можно больнее клюнув «опального» нефтедобытчика, целая рать заказных писак принялась громить BP, обвиняя ее чуть ли не во всех смертных грехах – от проплаты антиазербайджанских публикаций в прессе различных стран до расовой неприязни и дискриминации по национальному признаку сотрудников компании из числа закавказских турок, от финансирования выступлений оппозиции до попыток разрушения нефтяной отрасли Азербайджана, и от ненависти к азербайджанскому языку до неуважительного отношения к исламу. Доморощенные аналитики принялись рассуждать о зловещей роли BP в подрыве азербайджанской государственности, анонимные нефтяники в стиле разведчиков в тылу врага поведали миру о нечеловеческих условиях работы на площадках транснационального нефтедобытчика. BP припомнили и высокие зарплаты персонала из европейских стран, и собеседования, проводившиеся на русском языке, и тесты на алкоголь для сотрудников компании. Прозвучали требования отдать BP под суд и даже призывы к изгнанию британской компании с азербайджанского рынка и денонсации святая святых - «Контракта века» как «ущемляющего законные интересы азербайджанского народа».
Нужно сказать, что противоречия между BP и азербайджанскими властями, как и обвинения компании в различных грехах, случались не единожды.
Первая подобная «стычка» произошла еще в августе 2001 года, когда суда под азербайджанским флагом попытались, согласно международному контракту с участием BP, начать разведку месторождения Алов, расположенного в той части акватории Каспийского моря, которая примыкает к Ирану. Иран тогда отреагировал жестко, заставив непрошенных гостей спешно убираться восвояси. Работы на месторождении были остановлены, а первый вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджана, которым в то время был ни кто иной, как его нынешний президент Ильхам Алиев, тогда впервые обвинил руководство BP в срыве договоренностей по контракту, на что получил от британцев исчерпывающий ответ: «Если этот человек стремится к войне с Ираном, то мы ему в этом деле не помощники».
А в январе 2009-го на месторождении Азери-Чираг-Гюнешли произошел мощный взрыв, за которым последовала утечка углеводородов. Тогда Алиев также жаловался, что BP «украл» азербайджанской нефти на 10 миллиардов долларов и также грозился судом главе британской компании. Но, благодаря вмешательству посла США в Азербайджане Энн Дерси, скандал удалось замять, при этом бездонная мошна пожизненного правителя Азербайджана пополнилась очередной внушительной суммой.
К слову, помимо Азербайджана, BP испытывает серьезные проблемы и в России, где ее также обвиняли в нарушении условий контракта, принуждая к кардинальному пересмотру заключенных с Россией нефтяных соглашений. Также остаются до сих пор неурегулированными отношения компании с Соединенными Штатами, с которыми безуспешно ведутся переговоры по поводу преодоления последствий техногенной катастрофы в Мексиканском заливе, произошедшей в 2010 году.
На этот раз, после октябрьского выступления Алиева, внешне все выглядело гораздо серьезнее. Депутаты Милли меджлиса, члены правительства, политологи, - список требующих «изгнания» BP из Азербайджана велик. Однако в слаженном хоре обвинений и проклятий нет-нет да выскакивали опасения, намекающие на умение BP устраивать перевороты.
Потому и не стал большим откровением «задний ход», данный Алиевым спустя всего 2 месяца после начала конфликта с BP. 18 декабря по итогам встречи президента Азербайджана с исполнительным директором BP Робертом Дадли, состоявшейся, к слову, на неделю позже запланированного срока, президентская пресс-служба сообщила о том, что «в ходе встречи было выражено удовлетворение сотрудничеством между Азербайджаном и BP, подчеркнуто достижение эффективных результатов в реализации совместных проектов в разработке месторождений Азербайджана, включая «Азери-Чираг-Гюнешли».
Затем, выступая на заседании национального олимпийского комитета Азербайджана, посвященном итогам года, Алиев пообещал собравшимся, что, «начиная со следующего года, в нефтяной промышленности будет стабилизация. В дальнейшем, на протяжении многих лет будет обеспечиваться устойчивая нефтедобыча».
А свой воинственный порыв двухмесячной давности, как обычно, объяснил происками вездесущего армянского лобби, внутренней оппозиции и неких внешних сил: «После моих замечаний не любящие Азербайджан внешние силы, армянское лобби и, к сожалению, состоящая с ними в одном лагере внутренняя оппозиция попытались чрезмерно выпятить этот вопрос. Будто в нефтяной промышленности Азербайджана есть какая-то серьезная проблема. Пусть не радуются армянское лобби, внешние силы, которые нас не любят и не воспринимают успешное развитие Азербайджана».
Как раз в самом факте очередного «заднего хода» Алиева нет ничего удивительного. За годы своего правления гротескный диктатор давно уже приучил окружающих к тому, что он, выражаясь по-простому, по определению не является «мужиком», и сказанное им слово, как правило, остается лишь пустым звуком.
Причин, заставивших Алиева пойти на попятную, несколько. Азербайджан, без устали декларирующий независимость и самостоятельность своей внешней политики, на самом деле напрочь лишен даже намека на какую-либо самостоятельность. Он интересен Западу исключительно в роли молчаливого поставщика энергоресурсов. Когда Азербайджан исправно выполняет предназначенную ему роль, западное сообщество демонстративно закрывает глаза на многочисленные шалости своего сырьевого снабженца, как то: хроническое невыполнение взятых на себя обязательств перед различными международными структурами, высокую степень коррумпированности и многочисленные факты коррупции, привнесенные Азербайджаном в международные структуры (с этими фактами связано даже появление в этих структурах нового специфического термина, связанного с Азербайджаном, - «икорная дипломатия»), попранное избирательное законодательство, удручающее положение со свободой слова, правами человека и правами нетюркских народов республики, наличие политических заключенных, растущие темпы милитаризации, воинственная риторика и предельно зашкаливающая армянофобия.
Однако как только Азербайджан, опьяненный прибылью от продажи мазутов, начинает пытаться совершать какие-либо телодвижения, ему быстро указывают предназначенное для него место. К тому же не стоит забывать и о том, что компания «Бейонд Петлеум», бывшая «Бритиш Петролеум», представляет на международной арене интересы британской короны, а угрозы своим интересам Лондон терпеть не привык. Ответом на алиевский демарш стал зачитанный 12 декабря в Париже беспрецедентно жесткий по содержанию Критический доклад Мониторингового комитета, подготовленный содокладчиками по Азербайджану Джозефом Грешем и Педро Аграмунтом. Доклад о не выполнении Азербайджаном взятых на себя перед Советом Европы обязательств предвещает крупные неприятности этому государству уже на предстоящей в январе будущего года сессии ПАСЕ. Причем, если раньше вышеупомянутые содокладчики в своих отчетах придерживались достаточно мягких формулировок, признавая при этом наличие в султанате определенных проблем, то нынешний доклад изобилует жесткими формулировками по поводу невыполнения принятых Азербайджаном на себя многочисленных международных обязательств, так нервирующих официальный Баку. О невыполнении обязательств все настойчивее шлют посылы на Каспий и Евросоюз, и Совет Европы, и ОБСЕ с НАТО, и, разумеется, Администрация США.
По большому счету, Алиев прекрасно понимает, что ничего за два прошедших после его истеричного выступления месяца не изменилось, и измениться не могло: пик нефтедобычи безвозвратно пройден, а дальше на горизонте маячит лишь спад производства. Однако оправдывающемуся диктатору приходится делать хорошую мину при плохой игре, прекрасно осознавая: сытое и по возможности спокойное существование его клана возможно только на условиях своих западных партнеров. Алиев обязан заткнуться и просто прокачивать углеводороды в сторону запада. Иного не дано. Малейшее движение вправо-влево может оказаться фатальным как для него самого Алиева, так и для искусственного гособразования, которое он покуда возглавляет.


