Сбываются прямо на глазах прогнозы экс-шефа ЦРУ и Пентагона Роберта Гейтса, сделанные недавно на международном Каспийском форуме в Стамбуле.

Первый прогноз: новые власти Грузии станут быстро отвоевывать утерянное Саакашвили геополитическое пространство в Закавказье и начнут новую крупную игру. Так оно и есть. Буквально накануне объявленного визита в Баку премьер-министр Бидзина Иванишвили поставил под вопрос целесообразность строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. «Может быть, я буду вынужден поднять эти вопросы в ходе моего предстоящего визита в Азербайджан, - заявил он одной из грузинских газет. - Мы мягко объясним нашей дружественной стране, что на каком-то этапе эта программа может не быть для нас полезной, и что вопрос необходимо отрегулировать».

Но президент Грузии Михаил Саакашвили, подвергая резкой критике это заявление главы правительства, более откровенен: «Я очень обеспокоен тем, что строительство железной дороги может быть прекращено. Это программа, которая позволит связать Грузию с Европой в обход России». Действительно проект Баку-Тбилиси-Карс является частью более грандиозного проекта по соединению железных дорог Закавказья с Европой через Турцию. Также в рамках проекта планируется строительство железной дороги из Карса в Нахичеванскую республику Азербайджана. Так что в Баку вряд ли спокойно воспримут доводы Иванишвили о «неполезности» дороги для Грузии. При этом депутат национального парламента Азербайджана Муса Гасанлы неслучайно квалифицировал ранее сделанные аналогичные предложения Тбилиси как «проармянские», и заявил о необходимости для своего правительства продумать ответные меры.

К тому же Иванишвили сообщил, что после визита в Азербайджан он планирует посетить Армению, видимо, для сохранения баланса интересов, а затем и Турцию - для выработки окончательной стратегии в регионе. Хотя ранее говорилось о его намерении совершить первый зарубежный визит в США. 

Но сейчас необходимость в этом отпадает. Тем более, что в Вашингтоне объявлено о выдвижении президентом Бараком Обамой на пост госсекретаря США кандидатуры Джона Керри. Это известие с восторгом было принято как представителями армянского лобби в США, так и в Армении. Согласно заявлению, публикованному на официальном сайт комиссии Ай Дата США, исполнительный директор комиссии Арам Гамбарян приветствовал предложение о назначении госсекретарем Джона Керри, который «в течение тридцати лет поддерживал Армению и ее внешнюю политику». Более того, в армянских кругах США циркулирует мнение, что вслед за этим последует назначение на пост председателя комитета по внешним сношениям США Роберта Менендеса, еще одного политика, симпатизирующего «армянским интересам». 

В этом смысле сбывается еще один прогноз Роберта Гейтса, который говорил о вероятном изменении главных контуров американской внешней политики в Закавказье. Правда, как говорил Гейтс, происходящие перемены в Грузии являются «результатом российско- французского альянса при сохранении американской формулы». Иванишвили уверенно заявляет, что «надеется на встречу с президентом России Владимиром Путиным в ближайшее время». В свою очередь, президент России, выступая на недавней пресс-конференции, также не исключил возможность встречи с новым премьер-министром Грузии, которая, по его словам, «должна быть хорошо подготовлена и чем-то позитивным закончиться». 

Для этого сейчас складываются позитивные предпосылки. В Женеве состоялась первая встреча специальных представителей Грузии и России по урегулированию отношений между двумя странами - экс-посла Грузии в РФ и Организации Объединенных Наций Зураба Абашидзе и заместителя главы российского Министерства иностранных дел Григория Карасина.

Кстати, господина Абашидзе хорошо знают в Москве в определенных кругах и относятся в нему с большим уважением и политическим доверием. Время следующей встречи пока неизвестно, но контакт налажен и, если судить по имеющейся информации, очередной раунд переговоров Москва-Тбилиси состоится через два месяца. А для этого, как считает Иванишвили, необходимо приступить к созданию условий для того, чтобы «российский бизнес имел возможность войти в Грузию, равно как и грузинский работать на российском рынке». И на этом направлении уже есть конкретный результат.

Как сообщил первый заместитель министра иностранных дел России Андрей Денисов, вопрос о допуске произведенных в Грузии сельхозпродукции и вина на российский рынок «решен в политическом плане». По его словам, «остались только чисто технические процедуры, которые требуют оформления, как и с любой другой страной». Это подтвердил и президент Владимир Путин, заявляя, что «страна допустит грузинские товары на свой рынок в рамках своих обязательств по ВТО».

Но главное сейчас главное все же в другом. Как считает Абашидзе, «нашему сложному, перегруженному конфликтами региону, угрожают новые угрозы, прогнозировать масштабы и разрушающую силу которых пока никто не может». Поэтому задача Тбилиси заключается в том, чтобы «минимизировать риски для безопасности страны». При этом Абашидзе уверен, что «начав диалог с Россией, Грузия вышла на трудный путь, и это не будет процессом, который быстро принесет результаты».

Понятно, что главной проблемой для Грузии остается признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии. Но это было вчера. Сегодня вопрос стоит уже вообще о сохранении грузинской государственности, его грамотном и тонком прохождении через зону неизбежной региональной геополитической трансформации. Вот почему диверсификация геополитических и логистических подходов в выстраивании партнерских отношений в регионе для Тбилиси будет заключаться, прежде всего, в изменении имеющейся асимметричности в пользу Баку. 

Во всяком случае, директор Центра европейских исследований Фонда стратегических и международных исследований Грузии Каха Гоголашвили считает, что наиболее реальной сейчас выглядит формат сотрудничества Грузия-Армения-Россия. Но это – только начало. 

Станислав Тарасов

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.