В последнее время что-то происходит с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом. Иногда кажется, что его либо подменили, либо кто-то его отравил сильнодействующим ядом и пообещал дать противоядие в том случае, если Эрдоган изменит свою политику. Потому, что он её изменил.
Сейчас, в последние примерно полтора года, он проводит политику, противоположную тому, что он делал все предыдущие 30 с лишним лет своей жизни и своей политической карьеры. Если раньше он вёл свою страну курсом на сильную, независимую и лидирующую в регионе Турцию, то сейчас он плетётся в хвосте американской политики в регионе, таскает каштаны из огня сирийского мятежа для умирающих монархий Катара и Саудовской Аравии и, как мне кажется, иногда сам не понимает, что он делает. Эрдоган ранее вёл линию противостояния Европе, США и дряхлым арабским монархиям Залива в союзе с Сирией и Ираном. Теперь он обслуживает интересы дряхлых эмиров и шейхов Персидского залива. Он сделал свою страну базой нападения на Сирию арабских монархий, пробивающих путь в Средиземное море для своих нефте- и газопроводов. Турция от реализации этих геополитических идей не выиграет ничего, только усилит своих геополитических конкурентов — Саудовскую Аравию и Катар. Турция фактически потеряла своё лицо, её транзитные газопроводы и нефтепроводы после реализации проектов монархий залива будут если не обесценены, то станут менее выгодны, вся восточная граница Турции в огне, стало неспокойно в турецком Курдистане. Вот результаты политики, проводимой Эрдоганом в последнее время.
Ранее Эрдоган хотел стать лидером мусульманских стран, сейчас он пытается стать лидером арабских стран. Это не произойдёт никогда — арабы никогда не признают первенство неарабской страны. Потеряв геополитические цели, ориентиры и приоритеты, Эрдоган и турецкие власти вернулись к идее военно-политического союза с Израилем — негласного союза против Сирии и Ирана. Союз Турции с Израилем и ранее вызывал нарекания многих арабских и мусульманских стран, теперь это стало звучать в исламском мире ещё болезненнее. Израилю сейчас нужна поддержка Турции в деле нападения на Иран, нужны коридоры для пролёта военных самолётов и возможности по их дозаправке. В своё время дипломатические отношения Турции и Израиля были испорчены заместителем министра иностранных дел Израиля Дани Аяллоном, политическим назначенцем израильской партии НДИ, человеком без большого дипломатического опыта, демонстративно унизившего заместителя министра иностранных дел Турции — посла Турции в Израиле, которого израильский дипломат Дани Аяллон, дипломат того же ранга, посадил на переговорах на низенький стульчик, что на Востоке считается личным унижением. Но, как известно, дипломат представляет свою страну, и публичное унижение дипломата — это унижение его страны.
В дополнение к этому эпизоду отношения стран омрачает инцидент с турецким судном «Маве Мармара», которое в нейтральных международных водах подверглось атаке со стороны израильских военных, убивших на этом корабле 9 граждан Турции и США. Сейчас, когда Израилю очень нужна Турция, в Стамбуле ведёт практически постоянные переговоры крупный израильский дипломат Йосеф Чихановер, бывший генеральный директор МИДа Израиля, бывший представитель Израиля в международной комиссии по делу «Маве Мармара», личный представитель Беньямина Нетаньяху. Сейчас, когда, похоже, турецкие национальные интересы перестали быть важными для руководства Турции, и Турция плетётся в хвосте США, Израиля и стран Залива, турецким властям осталось только одно — «сохранить лицо» — продолжать требовать от Израиля то, что они требовали ранее — деблокировать Сектор Газа, принесение Израилем извинений за убийство 9 граждан Турции и США на борту турецкого судна «Маве Мармара» и выплатить семьям погибших на борту судна «Маве Мармара» денежные компенсации.
Блокада Сектора Газа в настоящее время уже частично снята, и это может оказаться достаточным для турецкого правительства. Израилю ради безумной цели атаки на Иран осталось ещё немного унизиться перед Турцией, признать свою ответственность за нападение на «Маве Мармара», выплатить компенсацию семьям пострадавших и получить воздушные коридоры для атаки на Иран. Азербайджан, скорее всего, уже дал некое предварительное согласие на своё пассивное участие в этом нападении.
Грубо говоря, публичное заключение некой договорённости Израиля с Турцией может стать знаком того, что для нападения Израиля на Иран всё готово, и оно может состояться буквально на следующий день.
Насколько эта пагубная для национальных интересов Турции тенденция в её внешней политике может сохраниться и впредь, насколько далеко зайдёт Турция в необъявленной войне с Сирией и насколько далеко зайдёт Турция в развитии союза с Израилем, сейчас судить трудно. Можно сказать только одно — иногда мне кажется, что всевластный премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган в недавнее время сам себя посадил за низенький, неудобный и тесный стульчик и теперь не знает, как с него встать, не потеряв своё политическое достоинство.
Михаил Ошеров
Источник: ИА REX