Pовна неделя прошла со дня референдума в Армении по конституационным реформам. Целью инициаторов данного процесса, является своеобразный переход от смешанной (полупрезидентской) формы правления к парламентской, хотя с точки зрения реалий в Армении, форма правления в ней, является ничем иным, как политическим режимом классического бюрократического авторитаризма. Что это означает?
Во-первых, практически все олигархи вовлечены и включены в той или иной мере в процесс принятия политических решений и соответственно, в «дележ» властных полномочий и ресурсов. Это рядовые депутаты, главы государственных комитетов, профильных, спортивных организаций и т.д. и т. п. Во-вторых, для того, чтобы занять какое-либо место в государственной структуре и отсюда, по возможности, достичь «кормушки», следует стать частью данной системы, то есть, быть членом руководящей партии, на данном этапе это республиканская партия Армении. В-третьих, наличие какой-либо оппозиции не играет сушественной роли, если не сказать, практически никакой роли в политической жизни страны, то есть носит формальный, ограниченный характер. В-четвертых, существует открытая система наследования или кооптации власти, выбора или введения какого-либо лица или члена в состав например государственного совета, без проведения надлежащих выборов или учета мнения кого бы то ни было, фактически самовольно, а это явное нарушение конституции страны, гарантом которой считается президент. Или же, если и проводить выборы, то только с единственным кандидатом-родственником представителя власти. В-пятых, правительство во главе с президентом, главой Народного Собрания, а также представителями партии власти, а это не только члены республиканской партии, но и все представители крупных и «сфабрикованных» малых партий в НС, представленных олигархами, бывшими министрами и мелкой бюрократией, для удержания своей власти, широко используя административный ресурс, содержат огромную армию силовых структур.
Основными причинами сохранения бюрократического авторизма в Армении стали: экономическая неразвитость страны, отсталость, преобладание вертикальных связей, и в связи с этим, наличие отношений патронажно-клиентального уровня, то есть простой социальной формы «господин-слуга», также наличие неразрешенного военного конфликта, который столь «искусно» используется властями для удержание и укрепления своей власти, кстати, тот же принцип используется как негласное соглашение и в соседнем Азербайджане, но главной причиной, все-таки является неразвитость гражданского общества.
По сути, отсутствие взаимоотношений между государством и обществом, невозможность грамотно возглавить политический процесс и стали причинами провала народных масс, которые не собирались поддерживать референдум инициированный властями. Ведь во многом, референдум воспринимался большинством народа не столько возможностью улучшить жизнь рядового гражданина, сколько простым расчетом властьдержащих на продление своей власти в стране, а для этого, самым коротким путем стало изменение конституции.
Следует отметить, что парламентская форма правления по сути очень продуктивная, особенно в рамках небольших государств. Фактически, новоизбранный парламент является полновластным органом, который не только формирует ответственное перед ним правительство, но и избирает президента страны, являющегося лишь главой государства, а не исполнительной власти, то есть символическим лицом, работа которого осуществляется строго по указанию премьер-министра.
В данном отношении, вся власть сконцентрированна в руках парламента, который и выносит политическую повестку страны, отправляя правительство в отставку, если оно теряет поддержку парламентского большинства. В этом случае президент по указанию премьер-министра распускает парламент и объявляет досрочные выборы.
Все это хорошо, если бы не одно НО, дело в том, что в Армении давно не существует прозрачного принципа системы «сдержек и противовесов», то есть оно никогда и не существовало. Законодательная, судебная и исполнительная ветви власти крупно срослись в «государственном бизнесе» и надолго. Не говоря уже об избирательной публичной власти, которая обязана обеспечивать контроль и строго реагировать на всякие погрешности и споры во время выборов и референдумов.
В связи с этим возникает вопрос, так как же можно в подобном государстве проводить какие-либо конституционные преобразования, когда все и вся в руках одних и тех же людей, и здесь название партии не столь существенно, так как в основе своей большинство из них, это «перебежчики» вечной партии-власти.
Данный референдум реально показал свою несостоятельность в обеспечении гарантий защиты от произвола властей, нарушающих конституционные права и свободы граждан.
Наверное, в этом случае единственным выходом из этой ситуации стала бы самомобилизация народных масс, которые смогли бы сами, без какого-либо наущения, самостоятельно встать на зашиту своего попранного права, своего гражданского голоса, который был так несправедливо и нагло использован, тем самым возродив навсегда культуру отношений гражданского общества и государства. Ведь по сути, создавая «глухонемое» гражданское общество, государство само превращается в «глухонемого», а кто всерьез будет относиться к государству, где не слышен «набат свободы» и принципов взаимоуважения. Ведь это, чистой воды «зеркальные отношения», наверное об этом стоит призадуматься властьдержащим, не будет общества, не станет и государства.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.