«Азербайджан – первая и главная жертва любого военного конфликта в регионе Южного Кавказа и в Прикаспии, это уже аксиома, которая может нравиться или не нравиться, но от нее никуда не деться», – заявил доктор исторических наук, координатор региональных программ Института востоковедения Российской академии наук (РАН) Александр Князев в интервью азербайджанскому информагентству.
Он также отметил, что эпоха многовекторной внешней политики подошла к своему логическому завершению. При всей своей воинственной риторике вмешиваться в конфликты на постсоветском пространстве ни США, ни НАТО не готовы. Августовская война 2008 года продемонстрировала пределы их ресурсов на постсоветском пространстве, считает эксперт.
«А это означает, что в условиях нарастания напряженности между Россией и НАТО предельно актуальными становятся вопросы о целесообразности продолжения (или сворачивания) сотрудничества с Альянсом со стороны государств постсоветского пространства. Относится ко всем, Азербайджан – не исключение», – отметил Князев.
Эксперт «более чем сдержано» оценил развитие российско-азербайджанских отношений в 2012 году. «Трудно давать оценку процессу, находящемуся в состоянии стагнации и обременяемому все большим числом факторов усложнения. 2012 год продемонстрировал довольно заметный рост милитаристских настроений в Азербайджане. И не только в отношении Карабахского конфликта, это и антииранские проявления и резкое сближение в военном сотрудничестве с Израилем и НАТО. Понятно, что вся эта риторика и лежащая в ее подоплеке активность не может устраивать Москву», – сказал он.
По словам российского эксперта, временами было ощущение, будто в Баку всеми силами пытаются подтолкнуть Москву к прямому участию в Карабахском конфликте на стороне Еревана. «В этих условиях, о какой активности в посреднической деятельности можно говорить, если в Баку заявляют о строительстве целой сети натовских РЛС на Каспии – и это при наличии общей декларации «каспийской пятерки» о недопустимости некаспийского военного присутствия в регионе», подчеркнул он.
Говоря о прекращении аренды Россией Габалинской РЛС в Азербайджане Князев заметил, что в ходе предшествующих переговоров Азербайджан настаивал на более чем 40-кратном повышении арендной платы – с 7 миллионов долларов в год до 300 миллионов.
«Я абсолютно уверен, что это требование не имело цели получить финансовую выгоду. Мне кажется, что целью изначально было выдавливание российского военного объекта с азербайджанской территории, расчистка пространства для военной инфраструктуры США, НАТО, Израиля», – сказал он.
«Возвращаясь к вопросу о характере российско-азербайджанских отношений, о каком позитиве можно говорить, если Азербайджан становится активным участником всех американских натовских сценариев в отношении Сирии, не исключено – Ирана, да и направленных против самой России. США уйдут из региона, оставив после себя хаос. Турция для Азербайджана – не самый надежный партнер, особенно учитывая ее сложную внутриэтническую ситуацию, заметно обострившуюся в связи с участием Анкары в агрессии против Сирии. Попробуйте представить себе ситуацию, когда Азербайджан остается один на один с Арменией, Ираном и превратившейся далеко не в дружественную Россией?», – обрисовал складывающуюся картину координатор региональных программ Института востоковедения РАН Александр Князев.