Последние дни осени ознаменовались резким и в некоторой степени неожиданным обострением ситуации в Сирии. Впрочем, неожиданным он, наверное, был только для российских политиков, почему-то считающих Турцию союзником. Похоже, в этой ситуации Путина подвело политическое чутье: он совершенно искренне называл Анкару другом и теперь так же искренне недоумевает и возмущается «ножом в спину». Что же такое произошло?
Утром 24 ноября в небе над северо-западом Сирии, где турецкая провинция Хатай (бывший Александреттский санджак, переданный Турции Францией в 1939 году) вклинивается в сирийскую территорию, был сбит российский фронтовой бомбардировщик Су-24. Оба пилота катапультировались, но один из них был расстрелян в воздухе боевиками прямо с земли, а второй (штурман) благополучно приземлился и был спасен спустя 12 часов после проведения операции сирийскими военными при участии бойцов «Хезболла».
Минобороны РФ подтвердило гибель самолета, затем уточнило, что удар был нанесен не террористами, а истребителем F-16 ВВС Турции. Турки не стали отпираться, а заявили, что российский борт нарушил воздушное пространство и якобы проигнорировал неоднократные предупреждения со стороны турок. Дальше я процитирую российскую либеральную «Новую газету», чтобы не потонуть в мутных водах взаимных обвинений Анкары и Москвы.
«Если наложить траектории на карту, российский самолет в момент атаки действительно находился над территорией Турции, которая вклинивается в территорию Сирии своеобразной «кишкой» шириной чуть больше двух тысяч метров. Утверждение турецких властей, что они неоднократно предупреждали российский самолет о нарушении воздушного пространства, сомнительны. Для преодоления расстояния в две тысячи метров Су-24 необходимо не более шести секунд. Скорей всего Турция имеет в виду, что раньше предупреждала Россию о несанкционированных пролетах над своей территорией», - пишет «Новая газета».
Спустя три дня главком Воздушно-космических сил России генерал-полковник Виктор Бондарев на пресс-конференции рассказал, что турецкие истребители буквально караулили россиян в воздухе.«Результаты объективного контроля РЛС Сирии подтверждают нахождение в воздухе двух F-16C в зоне дежурства с 9 часов 11 минут до 10 часов 26 минут в течение 1 часа 15 минут на высоте 2,4 тыс. метров, что говорит о заранее спланированной акции и готовности истребителей действовать из засады в воздухе над территорией Турции», - цитирует Бондарева ТАСС.
Разумеется, официальное российское руководство потребовало от Турции объяснений, но, судя по словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, ничего внятного не услышало. К слову, Лавров собирался лететь в Турцию как раз вечером 24 ноября, но после инцидента визит был отменен. Между ним и турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу состоялся телефонный разговор. «Я поинтересовался у своего турецкого коллеги, согласовывали турки свои действия против российских самолетов с американцами как с начальниками коалиции. Он ничего не смог мне ответить», - цитирует Лаврова «Интерфакс».
По его словам, установленная между Минобороны России и Турции экстренная связь по координации действий в борьбе с террористами не была задействована при инциденте с Су-24. «С момента начала российской операции ВКС в Сирии между Национальным центром управления обороны России и турецким министерством обороны была установлена линия экстренной связи, которая не задействовалась ни вчера, ни до этого. И это тоже вызывает большие вопросы», - заявил Лавров.
А еще он поинтересовался, спрашивала ли Турция разрешения у США, чтобы использовать F-16 в атаке на российский самолет. «Некоторые члены коалиции, в том числе те, которые предоставили свои боевые самолеты для нанесения ударов по территории Ирака и Сирии, нам доверительно поведали, что, поскольку самолеты на вооружении их ВВС американского производства, американцы требуют от этих участников коалиции, прежде чем наносить удары, спрашивать согласия США на такую акцию», - рассказал министр («Интерфакс»).
Он дал понять, что Россия не будет воевать с Турцией. «У нас возникают вопросы к действиям нынешнего турецкого руководства», - пояснил Лавров. «…Мы будем серьезно переоценивать и переосмысливать всё то, что сейчас происходит в наших отношениях [с Турцией] под углом того нападения, которое было осуществлено на наш самолет», - добавил глава МИД РФ.
Гораздо менее сдержанным был сам президент Путин. По итогам встречи с прибывшим в Москву французским лидером Франсуа Олландом хозяин Кремля назвал действия Турции «ударом в спину». Помимо этого, он раскритиковал американцев, которым по предварительному согласованию заблаговременно передается информация о боевых операциях в Сирии. «И именно там и в это время мы получили удар. Спрашивается: мы зачем эту информацию передавали американцам? Или они не контролируют, что делают их союзники, или эту информацию раздают направо и налево, не понимая какие будут последствия», - цитирует Владимира Путина «Лента».
Далее он затронул проблему так называемых «сирийских турок» или туркоманов, населяющих как раз указанный регион на северо-западе Сирии. «Возникает вопрос: что на этой территории делают представители турецких террористических организаций? Что на этой территории делают выходцы из Российской Федерации, которые находятся у нас в розыске за совершенные преступления и которые точно относятся к категории международных террористов?» - продолжил Путин.
Он упомянул проблему контрабанды нефти, которую боевики ИГИЛ грузовым автотранспортом направляют в Турцию, что само по себе неплохой бизнес для обеих сторон. «В этих бочках не просто нефть, там кровь наших граждан. Потому что на эти деньги террористы покупают оружие, а потом устраивают кровавые акции и с нашим самолетом на Синае, и в Париже, и в других городах мира. Если высшее политическое руководство Турции об этом ничего не знает, то пусть узнает», - сказал Путин в присутствии Олланда.
В это время, как пишет «Лента», французская пресса процитировала турецкого президента Эрдогана, который сказал, что ВВС его страны будто бы не знали, что бомбардировщик российский, а если бы знали, то «предупредили бы его иначе». «Исключено! Невозможно! На них есть опознавательные знаки, их хорошо видно, - отреагировал Путин. –Мы заранее в соответствии с договоренностями с американской стороной передали информацию о том, где будет работать наша авиация, на каких эшелонах, в каком месте и в какое время. Ерунда это все! Отговорки!».
Что ж, российский президент, как видим, разозлен не на шутку. Поэтому можно не сомневаться в жесткости ответных мер. Что уже сделала и еще сделает Россия?..
Продолжение следует