На самом деле, разговор на эту тему назрел уже довольно давно.
Просто последние события в Турции и Египте сделали его ещё более актуальным и, в прямом смысле этого слова, безотлагательным.
И вопрос сейчас уже стоит не в той плоскости, нужно или не нужно применять государственное регулирование в туристической отрасли, а в той, насколько жёстко и каким образом его необходимо осуществлять.
Причин тут много.
И не только экономических.
Проблема безопасности российских граждан, выезжающих на отдых в не всегда предсказуемые государства Ближнего Востока, безусловно, тут по-настоящему, глубинно приоритетна.
Но и с точки зрения голой экономики вопросов немало.
Специалистам цифры, которые оставляют российские туристы на курортах не сильно дружественной Турции и вполне дружеского, но, к сожалению, довольно безалаберного Египта, известны довольно давно. Но после того, как они, эти цифры, стали известны и широкой общественности, у широкой общественности стали появляться очень серьёзные вопросы не столько к Турции и Египту, сколько, прошу прощения, к правительству Российской Федерации.
Ребят, а вы-то куда смотрели?
Вот, представьте, если верить сообщениям турецкого издание Todays Zaman, за прошлый 2014 году непосредственный вклад российских туристов в ВВП Турции оценивался в 4 миллиарда долларов.
И это – только «прямые доходы»: гостиницы, перелеты, трансферты.
А ведь это ещё далеко не всё.
Только снижение на четверть (!) «русского турпотока» только в турецкой провинции Анталия, по словам, допустим, представителя ассоциации Professional Hotel Managers (POYD) Али Кызылдага, которому грех не верить, ибо он о родном, – привело к потерям в районе 5 мрд. американских денег, включая «косвенные доходы» (магазины, рестораны, пляжный сервис, сувенирная продукция и т.д.). Стало быть, мы можем смело говорить сейчас о туристической отрасли как о приоритетной для отечественной экономики.
Окупится – всё.
Один небольшой и очень доступный пример: Финляндия.
Не знаю, как вы, но я как-то летал вместе с женой встречать новый год в Раваниеми. Мне очень понравилось. Уютные бревенчатые номера, прогулки на свежем воздухе, снегоходы, трасса для беговых лыж. Небольшой (реально небольшой, перепад высот метров 300-400 максимум), но отлично укатанный и освещённый склон с простым кресельным подъёмником для горнолыжников и сноубордистов. Экскурсии с прогулками на оленью ферму и ферму ездовых собак, зимняя рыбалка, баня.
Летом – рыбалка, охота, сбор грибов, экологический туризм. На профессиональном языке это именуется «туристический кластер».
Кстати, вполне себе даже и процветающий.
Расположение – жопа, простите, мира (Лапландия, полярный круг!).
Вложения – сущие копейки по сравнению с любыми «наноносками Чубайса». Основные – подъездные пути, включая маленький («широкофюзеляжники» не принимает) аэропорт с небольшим двухэтажным аэровокзалом.
Прибыли – весьма приемлемые.
Приличная часть отдыхающих – извините, – русские.
Так вот, чуть более чем в ста с небольшим километрах, по нашу сторону границы, находится чудесный карельский посёлок (точнее, райцентр) Калевала, расположенный ровно в такой же экологически чистой, да ещё и куда более красивой местности, на берегу огромного и очень красивого озера Среднее Куйто. Кстати, культурный центр. Именно там, помимо всего прочего, известный финский фольклорист Элиас Лённорт записал многие руны, вошедшие во всемирно-известный карело-финский эпос «Калевала». Инфраструктура – есть: электростанция, пробита автодорога (положить асфальт только бы не мешало), до 90-х годов действовал местный аэропорт, вполне поддающийся расширению, местность-то равнинная.
Я его почему знаю – на рыбалку через него довольно часто езжу.
Разницу описывать?
Разница, чисто административная, только в одном, кстати: в соседней Финляндии, вполне капиталистической, туризм развивался именно как госпрограмма. С соответствующим продуманным финансированием, государственной поддержкой частной инициативы внутри кластера, соответствующей «политикой доступности» (где откровенно «нагибали», где давали льготы транспортным компаниям). Как, кстати, и в пресловутой турецкой Анталье: там ещё несколько десятков лет назад были исключительно безжизненные и испытывающие элементарный дефицит пресной воды пески плюс не сильно гостеприимное и совершенно дикое малоазийское морское побережье.
И таких «потенциальных туркластеров» у нас только в европейской части – от жаркой Астрахани (знаете, какие там шикарные пляжи на Волге в нижнем течении?!) до прохладной Карелии.
И прямо и непосредственно через великое «Золотое Кольцо».
Так вот, «товарищ правительство», а мы тут, простите, «лысые»?!
Или у нас просто «невидимая рука рынка», заставляющая нас отчего-то, помимо всего прочего, отдавать приличную часть наших доходов и резервов под процент «ниже уровня инфляции» в американские ценные бумаги?
Ну, действительно, – мы лучше в Финляндию съездим.
Или оставим в «дружественной Турции» пару-тройку десятков миллиардов долларов в год, пусть она у американцев ещё несколько истребителей закупит, а то, не дай Бог, Шойгу имеющиеся сейчас в наличии посбивает. Непорядок же. Это же «невидимая рука рынка» как-то умудряется сделать так, что перелёт до «дружественной Антальи» оказывается куда дешевле, чем до недружественного, видать, Сочи. И это дружественные республики Прибалтики как-то могут сделать отдых для русского туриста на прохладном балтийском побережье куда привлекательнее и дешевле, чем вполне себе российский и расположенный даже чуть южнее прекрасный город Калининград.
Короче говоря, России нужна госпрограмма развития внутрироссийского туризма.
С созданием туристических кластеров, с инвестициями, с льготами, с вложениями в инфраструктуру. Тому, что мы это можем – пример тот же пост-олимпийский Сочи (пример где-то весьма положительный, а где-то и отрицательный, но позволяющий делать выводы). Но – можем, и уж ничуть не хуже, чем те же финны или турки, и вот это уж точно никакому сомнению не подлежит.
И к тому же – у нас гигантская страна, раскинувшаяся в целой куче часовых и климатических поясов. Причём ту же далекую Хакасию, к примеру (ох, как многие сейчас поморщатся от названия ее столицы Абакана: там же только «зеки» и пьяный Галич, распевающий про Колыму), сосланные туда в позапрошлом веке декабристы называли «климатическим раем» и выращивали там черешню и вишню.
А пока отношение чиновничества в нашей стране к поездкам населения внутри этой страны очень хорошо характеризуется тем, что у нас с вами даже и министерства по туризму нет. Вот в Турции есть, в Египте есть, даже в Израиле, простите, есть.
А у нас – федеральное агентство внутри министерства культуры.
Нет, кстати, я к нынешнему министерству культуры очень даже и с уважением отношусь: правильные и серьезные люди.
Но всё-таки для такой огромной, обширной и, кстати, древней страны с великой историей и нуждающейся где в реконструкции, а где и в строительстве буквально с нуля, туристической инфраструктурой, » как-то все-таки, простите, некоторым образом даже и немного не комильфо…